Обзор красочной набивной ткани: от свойств и истории происхождения до сферы использования


Набивная ткань — текстильное полотно с напечатанным на лицевой стороне рисунком.

Изначально узоры наносили ручным способом, то есть набивкой. Использовали деревянные формы с вырезанным изображением, которые предварительно окунали в краску, а затем плотно прижимали к ткани. Для лучшего эффекта доски простукивали молотком. Отсюда и пошло название «набивные». Традиционно набивке подвергали хлопчатобумажные и льняные материалы. Сейчас декорируют натуральные, искусственные, синтетические.

  1. Техники нанесения набивного рисунка
      Обзор и описание технологий
  2. Способы нанесения изображения
  3. Хлопчатобумажные ткани
  4. Другие популярные виды
  5. Как определить лицевую сторону

Что это за тип ткани?

Набивная ткань – это материал, на который нанесен печатный рисунок. Раньше он добавлялся на полотно вручную при помощи набивки красителей рельефной формой на полотно. Отсюда и пошло название «набивная».

Цвета набивной ткани

Сейчас процесс нанесения рисунка автоматизирован и осуществляется тканепечатающими машинами. От старой технологии досталось только название.

Но и в наше время есть мастера, которые занимаются набивкой вручную. В основном они производят небольшие партии материала для эксклюзивных дизайнерских проектов.

Техники нанесения набивного рисунка

В настоящее время техника ручной набивки применяется исключительно в кустарном производстве. Современные технологии позволяют создавать рисунки разнообразных форм, сложные градиентные переходы, а также переносить фотоизображения.

Обзор и описание технологий

В промышленных масштабах печатание, то есть нанесение красителей на определенные участки ткани, выполняют разными способами.

Сетчатый. Для нанесения набивного рисунка на ткань используют шаблон (рамку с натянутой капроновой сеткой). Определенные участки сетки покрывают пленкой, в результате получают изображение, соответствующее разработанному эскизу. Шаблон располагают на полотне, затем с помощью резиновой пластины продавливают краску через сетку.

Для многоцветного рисунка применяют несколько шаблонов. Последовательно перемещая рамку с сеткой, прокрашивают всю поверхность. Этот способ считается довольно трудоемким, но позволяет с максимальной точностью воспроизводить сложные картинки. Применяют для шелковых и креповых тканей.

Аэрографный. На ткани размещают шаблон с вырезанным рисунком. Краску наносят с помощью пульверизатора, плавно переходя от одного тона к другому. В результате получают цветные набивные узоры на ткани, имеющие различную степень яркости. Подходит для шелковых и ворсовых тканей.

Машинный. При этом способе текстиль пропускают между печатными валами и вращающимся цилиндром. На поверхности вала сначала высекают узор, затем наносят краску. При печатании вал прижимает полотно к цилиндру, в результате появляется четкий рисунок. Различают машины с одним валом (для одноцветного узора) и с несколькими (для многоцветных набивных принтов). Используют для синтетических и натуральных тканей.

Переводная печать (сублистатик). Перенос изображения делают через промежуточный носитель, то есть через бумагу или специальную пленку. Сначала на бумагу наносят нужное изображение, а затем прижимают ее к материалу термопрессом. Под воздействием высоких температур бумага сгорает, а узор прочно отпечатывается на полотне. На синтетике получают ярко выраженный фактурный рисунок, на натуральных материалах изображение будет более тусклым.

Способы нанесения изображения

По методу нанесения набивного рисунка различают следующие виды печати.

Прямая. Краску наносят на отбеленную или окрашенную в светлые тона основу. Если цветной рисунок занимает 30-40% общей площади, текстиль называют белоземельным. Полугрунтовые ткани — площадь картинки составляет от 40 до 60%, у грунтовых — более 60%.

Вытравная. На поверхности гладкокрашеного полотна путем нанесения специального вещества, разрушающего краситель, получают рисунки различной формы. Особенно эффектно смотрится белая вытравка на темном фоне, но бывают и цветные узоры. В этом случае используют вещества, в состав которых входят красители, устойчивые к действию вытравки.

Резервная. Перед окрашиванием определенные участки подвергают обработке специальным защитным веществом (резерв). В результате образуются набивные узоры, соответствующие заданному эскизу. Многократное повторение процедуры позволяет получить многоцветные изображения.

История происхождения

Родиной набивной ткани считается Индия, издавна знаменитая тканями из хлопка и разнообразием природных красителей. Затем это искусство освоили народы Азии и Египет. В Китае хранятся образцы ткани, которые датируются 220 годом н.э.

В Европу набивная техника пришла в конце XIV века. Особой популярностью пользовалась набойка с золотыми и серебряными узорами. Главными производственными центрами тканей с набивным рисунком считались Италия и Германия. На территории Руси ткани с печатным рисунком были известны еще в XII веке.

У каждого народа были свои особенности нанесения рисунка на полотно. В Китае использовали трафареты, а в Европе вместо них использовали деревянные штампы.

Постепенно технология совершенствовалась; на замену примитивным штампам из дерева и подручных материалов пришли металлические пластины. А в 1850 году процесс был механизирован, началось бурное развитие текстильной промышленности.

История[править | править код]

Искусство набойки, по мнению исследователей, зародилось в Индии, где издревле развито культивирование хлопка и не было недостатка в природных красителях. Об индийских набивных тканях упоминают Страбон и другие римские авторы. Производство набивных тканей распространилось по другим странам Азии и Африки. Особенно прославилась египетская набойка, Плиний Старший в «Естественной истории» описывает способ нанесения египтянами краски на ткани с помощью воскового резервирующего состава[1].

Европа. Средние века[править | править код]

Известно, что первые европейские набивные ткани появились в Италии. О способе окрашивания ткани «набивным трафаретом» рассказывает Ченнино Ченнини в «Трактате о живописи» (конец XIV века), рекомендующий набивные ткани для шитья детской одежды и церковных аналоев. Ченнини сообщает о набивке узоров по цветным фонам с дорисовкой деталей вручную кистью. Итальянские набойщики ткани входили в гильдии живописцев[1].

В XIV—XV веках набойки стали изготавливаться и в Германии. Так как в Германии шёлковых тканей выделывалась очень мало, а привозные итальянские стоили дорого, местные набивные ткани из-за своей дешевизны пользовались популярностью. Судя по немецкому трактату (конец XV — начало XVI века), особое внимание уделялось изготовлению набоек с серебряными и золотыми узорами (рисунок, набитый чёрной клеевой краской покрывался серебряным или золотым порошком, иногда на него наносили толчёное стекло), так как они заменяли дорогие шёлковые ткани. Выполнялись также набойки в несколько цветов масляной краской. Поначалу набойки производились в монастырях (в основном Нижнерейнской области) и лишь позднее их изготовлением занялись городские ремесленники. Немецкие набойки выполнялись как по льну, так и по привозным однотонным тканям (тафте, атласу). При изготовлении ранних немецких набоек применялись небольшие деревянные штампы, иногда узор набивался несколькими досками[1].

Все сохранившиеся образцы средневековых набоек исследователи условно делят на произведённые в Германии (Рейнская область) и «интернациональные» (большей частью итальянские, а также происходящие из Нидерландов и других стран). Итальянские набойки отличаются от немецких, выполненных на дорогих материях, в то же время для них характерна тонкая проработка рисунка, более сложные композиции[1].

С середины XIV века появляются набивные ткани с сюжетными композициями (в том числе изображениями библейских эпизодов.)

Новое время[править | править код]

В конце XVIII века швейцарец Кристоф-Филипп Оберкампф значительно усовершенствовал механический способ печати на тканях. Для печати стали использовать медные гравированные доски с углубленным рисунком, более качественной стала и печать с цилиндрического вала.

Главная опасность для набивных тканей — выцветание рисунка под воздействием солнечных лучей[2] и линька при стирке, если для набойки применяются нестойкие красители.

Состав ткани и его свойства

Основой для печати служит материал натурального происхождения, но для улучшения их физических свойств добавляют синтетические волокна.

Основы для набивной ткани:

  • Хлопок. Тканевые основы из хлопкового волокна прочные и доступные, отличаются гигроскопичностью.
  • Лен. Льняные материалы отличаются повышенной прочностью, не накапливают статическое электричество, гипоаллергенные, обладают антибактериальным эффектом.
  • Шелк. Изделия из шелка мягкие и приятные к телу, отличаются благородным блеском на солнце и прекрасными гигиеническими свойствами.
  • Шерсть. Полотно на основе шерсти упругое и податливое, не мнется, прекрасно держит форму, не впитывает запахи, имеет отличную гигроскопичность.

Отличный сервис от «Тессутидея»

Хотите купить качественный хлопок, но растерялись в разнообразии выбора? Позвоните нашим менеджерам. Компетентные специалисты помогут не только подобрать нужную ткань, но и рассчитают необходимое количество, посоветуют лучшие аксессуары и фурнитуру.

Продажа товаров на сайте осуществляется оптом и в розницу с доставкой по Москве и в другие города. Независимо от объёма заказа, вы получите товар в короткий срок. На сайте регулярно проводятся акции и действуют выгодные предложения, а для постоянных оптовых клиентов предусмотрена система скидок. Обратившись в «Тессутидею» единожды, вы больше не захотите менять поставщика тканей!

Виды ткани

Основные виды:

Бязь

Плотная ткань с хорошей износостойкостью. Используется для пошива постельного белья. Рисунки на этом полотне отличаются особой яркостью.

Поплин

При производстве используются волокна разной толщины, что придает полотну интересную фактуру. Мягкая и приятная к телу материя, которая не дает усадки. Используется для шитья постельного белья, одежды и домашнего текстиля.

Сатин

Материал отличается гладкой поверхностью и высокой прочностью. Используется для производства постельного белья с 3D печатью.

Атлас набивной

Гладкая и прочная основа с глянцевым блеском. Идеально подходит для 3D печати. Применяется в домашнем текстиле и пошиве одежды.

Ситец

Отличается особой мягкостью, так как волокна хлопка не отбеливаются в процессе производства, но может дать усадку и сильно мяться. Зато не линяет и не выгорает на солнце.

Лен

В чистом виде он плохо окрашивается, сильно мнется и дает усадку. Поэтому чаще всего его смешивают с хлопком или синтетическими волокнами. Используют для производства домашнего текстиля и одежды.

Кулирка

Легкая, воздушная и эластичная ткань, используемая для пошива летней и детской одежды. Требует деликатного ухода, так как склонна к деформации.

Жаккард фукро

В основном производится из синтетических материалов. Обладает интересной текстурой и используется для производства штор, обивки для мебели и одежды. В уходе не требователен.

Выбор цветовой гаммы

Многое зависит не только от формы, но и от правильного подбора оттенков. Широкая палитра цветов натяжных потолков не оставляет практически никаких ограничений. Или все же они есть?

Мы подобрали несколько общих рекомендаций, которые помогут получить красивое и стильное полотно:

  • В первую очередь необходимо помнить о гармоничности: потолок должен сочетаться с остальным интерьером и не отвлекать от него внимания;
  • Не комбинируйте больше трех основных оттенков, иначе результат будет очень утомительным для глаз;
  • Если выбираете яркий декор, фон делайте нейтральным. Убедитесь, что украшения подходят по стилю;
  • Старайтесь посмотреть каждый вариант вживую: любой монитор искажает цветопередачу;
  • Понравились современные виды полотна, вроде хамелеона, меняющего оттенок под разным углом или “с искрой”? Лучше обратитесь к дизайнерам, чтобы гармонично вписать их в оформление: такое покрытие может быть достаточно непредсказуемым и в комнате может оказаться совсем не таким, как на образце.

Увидеть, как выглядят натяжные потолки самых популярных цветов в интерьере в отдельном разделе нашего сайта — уверены, это поможет определиться с выбором.

Какие нормы используются при изготовлении? Что в них учитывается?

Ткани, производимые на предприятиях, должны соответствовать эталонным образцам художественно-эстетических показателей, утвержденных в соответствии с ГОСТ 15.007 и ГОСТ 15.004.

Ткань, на которую в дальнейшем будет наноситься печать, должна соответствовать техническим характеристикам установленным для каждого типа ткани.

После обработки, полотно с набивным рисунком проверяют на наличие пороков внешнего вида в соответствии с ГОСТ 161-86. Особое внимание уделяется равномерности нанесения узора и качеству прокраски.

Обзор моделей и возможности их установки

Рынок представлен тремя видами тканевых жалюзи:

  • вертикальные из ламелей шириной 50-150 мм;
  • рулонные наматываются на специальные валик;
  • римские – с помощью системы шнуров и жестких вставок поднимаются как паруса.

Рулонные и римские шторы имеют горизонтальный тип открывания. Вешаются в основном на подвижную створку или на неподвижную часть рамы, иногда на верхний откос и совсем редко на верхний простенок над окном или потолок. Подоконник практически всегда открыть, что способствует экономии и эффективному использованию полезного пространства в маленьких помещениях.

Вертикальные жалюзи из ламели могут быть подвешены на верхний откос, на потолок или в простенок над окном, подоконник в этом случае почти всегда закрыт. Но такими занавесами можно задекорировать всю стену, что очень актуально, если требуется визуально подправить пропорции помещения.

Что значит – набивная?

Так что это за ткань, в чем ее особенность? Всего лишь в том, что на поверхность ее нанесен какой-либо рисунок. Но почему набивная? Чем ее набивают? В современной текстильной промышленности – ничем. Термин сохранился в употреблении с тех времен, когда люди научились делать ткани с рисунками. Тогда для этого использовались специальные деревянные трафареты, которые покрывали краской, накладывали на материю краской на лицевую сторону, а затем переносили краску на текстиль путем постукивания – набивания. Такая ткань требовала бережного ухода, поскольку краска постепенно выстирывалась, выцветала, яркая вещь теряла цвет, становилась блеклой.

Этот способ окрашивания со временем перестал использоваться, а термин прижился.

Набивные ткани сегодня выпускают с помощью современных печатных машин, которые обеспечивают глубокое прокрашивание. А современные красители на качественных тканях создают яркий узор, не влияя на исходные свойства материи, и практически не выстирываются. Рисунок может быть самым разнообразным: геометрическим, растительным, фантазийным, нанесенным как на белую, так и гладкокрашеную основу. Широкое распространение сегодня получила «объемная» печать – с эффектом 3D.

Волокнистый состав, толщина, вид переплетения набивных тканей могут быть различными. Это как натуральные, так и искусственные, и смешанные ткани.

Поэтому уход за современными набивными тканями зависит именно от состава, толщины, плотности материи, а не от вида красителя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]