Художественная роспись ткани (батик) Материалы и инструменты

Создавать батики люди научились еще в незапамятные времена. Эта техника подразумевает нанесение рисунка на ткань. Искусством особенно увлекались жительницы Индонезии, Индии, Африки, Японии.

Занимались столь кропотливой работой, конечно же, женщины. Технология создания батика различается в зависимости от способа нанесения рисунка. Новичкам лучше начать с простых техник, а по мере развития мастерства переходить к более сложным вариантам.

Виды батика

Свой расцвет в современном мире батик переживал во второй половине прошлого столетия. Тогда эта техника была чрезвычайно популярна в среде хиппи. Молодые люди перенимали друг от друга секреты искусства, создавая в результате оригинальную одежду с психоделическим рисунком. Сегодня батик как вид рукоделия снова в моде.

Эта техника может быть выполнена различными способами:

  • холодным – когда перед созданием рисунка на ткань специальным составом наносится контур;
  • горячим – рисунок создается при помощи жидкого воска, который на заключительном этапе стирают бензином;
  • узелковым – ткань предварительно завязывают в узлы или перевязывают нитью, а затем окунают в краситель.

Иногда роспись проводится без нанесения контура. Такая техника выделяется в отдельный вид.

Сложнее всего создавать горячий батик, овладение этим искусством приходит не сразу, мастерицы осваивают его по мере накопления опыта. Более простым считается холодный способ создание батика. Столь же несложной и не менее интересной можно считать узелковую технику. Уже первые эксперименты с использованием этого способа могут порадовать удивительным результатом.

Особенности техники

Техника батик использовалась в Китае, Перу, Японии, Шри-Ланке, в странах Африки. Древнейший батик обнаружен в Египте, который датируются 5 в. до н. э. Еще более древние образцы тканей принадлежат Японии, но их авторство приписывают китайским художникам-иммигрантам. История этого искусства прочно связана с Китаем, откуда батик распространялся по всему миру. Шелковые ткани, окрашенные с помощью этой техники, продавались от Китая до Средиземного моря — именно поэтому это направление назвали Великий шелковый путь.

Одними из первых использовали способ росписи ремесленники с острова Ява. Очень быстро эта техника здесь превратилась из ремесла в искусство и некоторые из местных художников известны во всем мире. Это дорогостоящая технология, занимающая много времени, изначально использовалась в одежде как привилегия аристократов. Секреты различных техник батика передавались из поколения в поколение и хранились в пределах одной семьи ремесленников.

Техника живописи Сфумато

Для многочисленных зарубежных покупателей ремесленники начали использовать яркие цвета и природные мотивы — птиц и цветы. Ислам значительно повлиял на искусство батика, так как мусульманам не разрешается изображать людей и животных, узоры приобрели стилизованные формы с дополнением восточными орнаментами и арабской вязью.

В 1835 году был открыт первый завод тканей с росписью батик в голландском городе Лейдене. Европейцы улучшили технологию и начали массовое производство батика. Воск наносили с помощью печатных штампов — это снизило себестоимость продукции и позволило получить очень сложные узоры.

Подходящая ткань для батика

Роспись в стиле батика чем-то похожа на создание витража, только вместо стекла за основу берется тонкая ткань. Плотный материал для этих целей не годится, так как резерв (состав для нанесения контура) не сможет хорошо пропитать толстые волокна.

В результате краска будет вытекать за пределы предназначенной для нее области, рисунок станет неаккуратным. Все виды батика создают только на тонких натуральных тканях. Можно использовать батист, шелк, двунитку. Для начинающих живописцев в качестве основы больше всего подойдет батистовая ткань.

Какую краску выбрать?

Как только вы определитесь с техникой и видом материала, необходимо выбрать краску для дальнейшей росписи. Самой распространенной и любимой как начинающими, так и профессиональными художниками является анилиновая краска по ткани «Декола». Она обладает демократичной ценой и подходит для всех видов батика, а также имеет виды, не требующие использования резерва.

Хорошим выбором для холодного и свободного батика является краска — в переводе слово silk означает шелк, а значит, лучше всего краска применяется для росписи шелка и подобных тканей. Она очень жидкая, так что для нее закрепитель необходим. Краска тоже сообщает о способе применения своим названием — идеальна для текстиля. Она густая и не требует закрепителя, подойдет для росписи футболки или мебели.

Краски для батика

Краски для батика можно приобрести в наборе, куда входит палитра различных оттенков. Новичкам лучше покупать красители по отдельности. Для того чтобы попробовать свои силы достаточно закупить всего несколько цветовых оттенков. Можно взять разные типы красок, чтобы понять, с какой удобнее работать лично вам.

По своему составу наиболее часто применяемые краски можно разделить на две группы – акриловые и анилиновые. Красители должны иметь соответствующую пометку:

  • «Для батика»;
  • «Шёлк»;
  • «SILK».

Тем, кто только приступает к росписи по ткани, лучше выбирать красители от отечественных фирм, чья продукция стоит недорого. Импортные краски дороже, но зато они обладают более разнообразной палитрой. Такие красители дольше держатся на ткани и не утяжеляют ее. При создании батиков могут применяться еще пластизольные краски, после их нанесения на ткани появляется светящийся рисунок.

Акриловые краски

Акриловые краски проще в использовании, их легко закрепить на ткани при помощи утюга. Выпускают их в баллончиках, баночках, тюбиках. Акрил относится к полимерным материалам и быстро засыхает на воздухе, поэтому кисти и палитру надо отмывать сразу после использования, позже сделать это будет значительно труднее.

Краски на этой основе нестойкие, они постепенно смываются с одежды в процессе стирки. Цветовой акриловый пигмент выпускается также в виде порошка. Перед нанесением кристаллы тщательно растирают, чтобы окрашивание получилось равномерным. Краски из акрила лучше использовать для картин, которые в дальнейшем будут украшать интерьер.

Анилиновые краски

Анилиновые красители закрепляются только с помощью пара, поэтому больше подходят для опытных мастеров. Закреплять рисунки над паром довольно сложно. На этапе отпаривания неопытная мастерица может легко испортить работу. При этом краски на основе анилина имеют свои преимущества.

Они более стойкие, лучше прокрашивают материал. С изнанки рисунок получается столь же ярким, как на лицевой стороне. Краситель не утяжеляет ткань в отличие от акрила. Тем, кто собирается создавать батики на регулярной основе, желательно запастись автоклавом, в котором пар имеет высокую температуру и находится под давлением.

Некоторые импортные красители продаются в комплекте с фиксатором. В этом случае процесс закрепления рисунка упрощается. Готовое изделие просто прополаскивают в фиксирующем растворе. Если используется анилин в виде порошка, работать с ним необходимо с осторожностью, так как это вещество ядовито и вдыхание его частичек может нанести вред здоровью.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения LudMILA111213

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Батик. Материалы. Часть 2

Материалы для батика: • Ткань • Рама • Краски • Для горячего • Для холодного • Вспомогательные • Техника безопасности

МАТЕРИАЛЫ Что нам потребуется: ТКАНЬ. Ткань лучше выбрать натуральную. По составу – шелк, хлопок, тонкая шерсть, лен. Начинать проще всего на хлопке. Удобно учиться и затрат минимум. Хлопок послужит для панно, картин. А вот для одежды, особенно после воска – в горячем батике – не подойдет. Для «тренировки» можно брать лоскуты от бывших простыней, рубашек. Плюс в том, что они многократно стираны, а значит, легко будут впитывать краску, но и минус – на старой ткани краски заметно блекнут. Недостаток синтетических тканей в том, что они недостаточно хорошо впитывают воду, краска может плохо растекаться. При выборе ткани можно сделать следующее — на постиранную ткань капнуть воды или краски. Если капля лежит на поверхности и не растекается, то для росписи такая ткань не подойдет. Если краска наносится легко, можно работать. Но стоит учесть, что при высоких температурах (при фиксации краски утюгом или в духовке) синтетика имеет свойство плавиться. Шелк – самый лучший вариант. Для изготовления предметов одежды и аксессуаров – идеален. Цена выше, зато работать с шелком интереснее, появляется больше возможностей.


При покупке в специализированных магазинах достаточно спросить шелк под роспись (неаппретированный неокрашенный). Видов шелка множество. Вот несколько разновидностей. Информация с сайта Московского шелкового комбината «Красная Роза» https://www.red-rose.ru/product.html К классическим шелковым тканям относятся: • Креп-шифон — наиболее тонкая, легкая прозрачная креповая ткань полотняного переплетения. Выпускается гладкоокрашенными и набивными. • Креп-жоржет — тонкая полупрозрачная креповая ткань полотняного переплетения. Отличается повышенной упругостью и малой сминаемостью. • Крепдешин — креповая ткань полотняного переплетения . Ткань непрозрачная, с умеренным блеском и зернистой поверхностью. • Атлас — креповая ткань атласного переплетения. Изнаночная сторона, образованная креповыми нитями имеет зернистую поверхность. Лицевая гладкая, блестящая. Расцветка гладко крашенная и набивная. • Туаль — ткань из натурального шелка сырца полотняного переплетения. Гладко крашеная. Применяется в качестве подкладочной ткани. В продаже есть всевозможные шелковые ткани – жаккард, фактурный шелк, атлас-стрейч, дикий шелк. Но роспись по ткани со сложной фактурой более трудоемка, и, для батика, как правило, выбирают все те же классические туаль, атлас, крепдешин. На что натянуть Чтобы расписывать ткань, ее необходимо закрепить на рамке или пяльцах. Пяльцы – удобный вариант для небольших по размеру работ или для росписи фрагмента одежды. Но чтобы проникнуться всем великолепием батика, нужен больший размер, и здесь понадобится рама. Выбирайте – сколотить самим подрамник нужного размера или купить уже готовую. Готовые специальные рамы для батика удобны тем, что они, как правило, раздвижные – можно установить любой размер. А еще они бывают со специальными приспособлениями для натяжения ткани (крючочки, дырочки для кнопок и т.п.).

Для закрепления ткани на деревянную раму используем обыкновенные кнопки или булавки. Если ткань очень тонкая – помогаем иголкой и ниткой. Не очень приятны «классические» кнопки с отогнутым уголком, который, врезающимся клином, будет раздвигать и рвать ткань. Как натянуть на раму. Те, кто шьет, прекрасно знает, как кроится одежда. Всегда выверяется долевая нить. Направление долевой нити – вдоль кромки. Поперек – соответственно поперечная. По долевой ткань почти не растягивается, чуть больше растягивается поперек. А вот по косой, по диагонали – ткань можно очень сильно растянуть, деформировать. Поэтому при натяжении мы стараемся соблюдать эту строгую параллельность-перпендикулярность. За углы, что есть силы, не оттягиваем, а наоборот – стараемся из серединок закреплять до уголков. Кнопок или булавок потребуется довольно много. Натягиваем довольно сильно, чтобы ткань не провисала. Если рамка самодельная, не раздвижная, а размер ее больше, чем лоскут ткани, который будем расписывать, то можно пришить кусочки другой, ненужной ткани по краям, чтобы у разных тканей совпадало направление долевой нити, и затем натянуть, закрепляя за пришитые «ненужные» лоскуты. Не забывайте важную вещь – ткань берем с небольшим запасом по всем четырем сторонам. Когда наш батик будет готов, его нужно будет оформлять – подшивать или вставлять в раму. КРАСКИ Красок много, хороших и разных. На любой вкус и кошелек. Условно поделим краски по способу закрепления на ткани – «под утюг» и «под запаривание». Чтобы зафиксировать на ткани краски «под утюг» достаточно прогладить утюгом. Для красок «под запаривание» этого недостаточно, дополнительно их необходимо обрабатывать паром около часа. При покупке красок уточняйте у продавцов способ закрепления краски. У красок разные составы, разные свойства. Например, если краска «под утюг» высыхает, пользоваться ей нельзя – растворяться водой она не будет. Краски «под запаривание» можно развести снова. На этом основаны некоторые эффекты, которые недоступны при работе с красками «под утюг». Например, интересные вещи получаются, если размывать водой окрашенную ткань или посыпать на мокрую ткань высохшую «пыль» от таких красок. Также краски, для которых необходимо запаривание, более текучие, ими проще сделать плавный переход цвета, и именно их, как правило, используют для художественной росписи. Есть мнение, что они более яркие, темные, и мне тоже так казалось, пока я не попробовала черную краску «под утюг». Цены на краски очень отличаются, но нельзя сказать, что красители «под утюг» существенно дороже красителей «под запаривание» — все зависит от конкретных производителей красок. Дальше я расскажу про знакомые мне марки красок. На самом деле их гораздо больше. Я начинала с набором «Хобби-батик» от «Гаммы». Такие краски необходимо запаривать.


На фото 2 варианта. Набор в темной коробке уже не выпускается, но еще продается в некоторых магазинах. В светлой коробке – новинка, изменилась форма баночек и упаковка. Содержание осталось прежним. Особенно понравилась инструкция, входящая в набор, где все технологии описаны сжато, четко и понятно. В состав набора входит пять красок (красная, желтая, зеленая, синяя, черная), стеклянная трубочка и резерв в тюбике. Трубочка и резерв используются в холодном батике. Про них написано ниже. Обратите внимание – резерв в тюбике более густой, чем это нужно для работы, очень рекомендую купить дополнительную баночку резерва. Дополнительно к пяти краскам, входящим в набор, можно отдельно купить еще краски: оранжевую, алую, бирюзовую, пшеничную, красно-коричневую и фиолетовую. Плюсы таких красок. Во-первых, доступность. Набор «Хобби-батик» продается очень во многих местах. Поищите в ближайшем магазине канцтоваров. Недорогая цена. Идеально для того, чтобы учиться.. Плюс также и в том, что после высыхания, их можно разбавлять водой. Но не злоупотребляйте! Разводить бесконечно высохшие краски, конечно, не стоит – ухудшится их качество. Краски эти необходимо запаривать, и минус таких красок – риск, что при запаривании краска потечет. На ткани краска держится не очень хорошо. Если вы собрались расписывать предметы одежды, то не исключены неприятные сюрпризы при стирке и запаривании. А для панно на стену краски вполне подходят – за годы, проведенные на стенах солнечной комнаты, мои работы так и не выгорели. Еще из отечественных красок, которые необходимо запаривать, нужно упомянуть про анилиновые краски в таблетках, продающиеся в хозяйственных магазинах. Плюсы и минусы остаются те же – доступная цена, но риск испортить работу при запаривании. Теперь про краски «под утюг» Совсем недавно «Гамма» выпустила наборы акриловых красок для ткани – 5 или 9 красок, резерв, трубочка, инструкция (фото взяты из буклета «Гаммы»).


И еще можно докупить дополнительно другие цвета по отдельности. Всего 25 оттенков, из них 9 – флюоресцентные (ну очень яркие).


Плюсы те же – доступность по цене, удобно учиться, яркие и насыщенные цвета, удобно закреплять. Возможно, они уже появились в «ближайшем магазине канцтоваров». Импортные, дорогие краски под утюг. Я пользовалась немецкими красками “Javana” и “Marabu”. Очень хорошие, яркие, прекрасный выбор цветов. Испытала приступ удивления, когда отутюженный батик не окрасил воду, в которой я его стирала.


Совет. Если покупаете такие краски, не надейтесь купить несколько основных цветов и, смешивая, получить остальные оттенки. Лучше купить именно те, которые будут в вашей работе, и смешивать как можно меньше! Цвета уже сложные, и при смешивании может получиться грязь. Краски фиксируются утюгом, при этом очень устойчивы, прекрасно держатся на ткани, не выгорают и не отстирываются. Высокое качество по высокой цене. “Javana” и “Marabu” очень известные марки, но существует еще много фирм-производителей красок, резервов и прочих материалов для батика. Не забывайте уточнять у продавцов способ закрепления красок, для чего и как используется краска. Здесь везде речь идет о красках жидких, “silk”, «для шелка», а еще бывают покрывные, густые – “textil”, «для текстиля». Они наносятся на ткань, не растекаясь. Это совсем другая технология росписи. Например, отечественные акриловые (густые) краски, такие как Olki.

Внимательно читайте инструкции – в них может быть ограничение по составу ткани – например, краска только для натуральных тканей или в смесовых тканях строго ограничивается процент синтетики. Как наносить красители на ткань. Краски «для запаривания» обычно очень концентрированные. Их предварительно разводят. Для холодного батика краски рекомендуют разбавлять раствором соды (1 чайная ложка на стакан кипяченой воды) в пропорции 1:1. Для горячего батика – просто водой. Растворы хранят не более двух дней. Для растворов красок заранее запаситесь пластиковыми баночками, стаканчиками из-под творожков-йогуртов. Краски «под утюг» после высыхания уже не используют. И использовать для них дополнительные емкости, вроде пластмассовой палитры – только тратить время на отмывание оной, так как краска в процессе работы очень быстро высыхает. Удобно набирать кистью прямо из банки, и уже смешивать на блюдце или в той же пластиковой баночке. Чем наносится краска. Кисточки – как в акварели – круглые, мягкие (белка, колонок), большие – для покрытия больших площадей, маленькие – для «ювелирной работы». Не забываем тщательно промывать их после работы. Особенно после красок «под утюг». Если нужно покрыть ровно большую поверхность, можно использовать поролон (отрежем от хозяйственной губки), или вату, намотанную на палочку, карандаш, или вилку. Можно закрепить тампон нитками. Использование ватного тампона вместо кисти очень актуально в горячем батике. Когда краска наносится поверх воска, кисть можно легко повредить, «засалить» об провощенную поверхность ткани. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГОРЯЧЕГО БАТИКА В горячем батике участки ткани, куда не должна попасть краска, покрывают расплавленным воском. В классическом батике использовали натуральный воск, теперь под воском подразумеваются парафиновые или стеариновые свечи. Продаются все в тех же хозяйственных магазинах. Самые обыкновенные хозяйственные свечи. Чем бесцветнее, тем лучше.


Для нанесения воска художники используют специальные леечки, трубочки, модули, но мы, для начала, вполне можем обойтись кистью. Кисть должна быть жесткой. Лучше пара разных кисточек – побольше и поменьше. Желательно – щетина и длинная деревянная ручка. Длинная — чтобы не обжечься. Деревянная – чтобы не плавилась и не нагревалась. После работы воск застынет, его не отмыть и не удалить. Оставляем до следующего раза, и точно так же будем ими работать. Одним словом – кисти для воска — это кисти ТОЛЬКО для воска, или «которые не жалко». Для того, чтобы расплавить воск, понадобится техническая посуда. Это жестяная баночка, в которую поместим воск, и кастрюлька, ковшик или миска – в которую нальем воды и поставим банку с воском, то есть – разогреем на водяной бане – на плите или электрической плитке. Заранее запаситесь большим количеством старых газет. Они будут необходимы для удаления воска с готовой работы. Новые не годятся – могут испачкать типографской краской ваш шедевр. Буквы в зеркальном отображении в ваш замысел не входят, правда ведь? МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ХОЛОДНОГО БАТИКА В холодном батике наносят контур, который не дает краске растекаться. Контур, резервирующий состав или резерв – это одно и то же – представляет из себя густую массу, и для того, чтобы он ложился на ткань тонкой ровной линией, контур наносят из специальных тюбиков с тонким «носиком», а чаще всего из стеклянной трубочки.

У трубочек тонкий носик – от его диаметра зависит ширина линии, и расширение – резервуар для резерва. Трубочки очень хрупкие, поэтому лучше сразу купить несколько. При покупке трубочек обращайте внимание на носик. Абсолютно одинаковых трубочек не встречала, и каждая из них делает свою линию.


Чтобы набрать резерв в трубочку, в инструкциях рекомендуют воспользоваться резиновыми грушами. Но на практике вдувают собственными легкими. Не торопясь и очень осторожно! Для работы вполне достаточно наполовину заполнить выпуклый резервуар трубочки.

Наносится контур из трубочки почти так же, как обычно рисуем или пишем, например, ручкой, правда, гораздо медленнее. Но если надолго задержать трубочку в одном месте, вместо линии получится некрасивая клякса. Можно попробовать сделать самим приспособление для нанесения резерва, заменяющее трубочку. Берете пустой стержень от гелиевой ручки. Снимаете наконечник. Промываете-продуваете трубочку от чернил и геля. Иголкой изнутри наконечника выдавливаете шарик. Вставляете наконечник на стержень. Трубочка готова. Пользоваться точно так же, как и стеклянной. Немного неудобно набирать резерв, но зато такой трубочкой получаются поразительно тонкие линии. Наносите резерв не спеша и внимательно – очень тонкие линии таят подвох – пропускают краску. И так как наконечник железный и достаточно острый, он может царапать и цеплять ткань. Важное правило – трубочки всегда очень тщательно промываем после работы. Чем резерв растворяется, тем трубочки и мыть. Если водой – то водой, а если бензином – то бензином, можно растворителем для масляных красок, и после – горячей водой с мылом. Промываем так – несколько раз набираем воду или растворитель, и с усилием выдуваем. Если резерв застынет, трубочкой пользоваться станет невозможно. Импортные резервы продаются в тюбиках с тонкими длинными наконечниками. Наконечники бывают сменные, с отверстиями разных диаметров. Из этих же тюбиков резерв наносится на ткань. Когда он закончится, можно приобрести баночку с резервом, и, поместив резерв в тюбик, продолжить им работать. При нанесении из тюбиков нужно постоянно выдавливать резерв, а из трубочки он вытекает сам. С трубочкой работать гораздо удобнее. Теперь о резерве. Условно поделим его на две группы — те, которые разбавляются водой (как правило, это импортные резервы), и те, которые разбавляются бензином (как правило, отечественные, в частности «Гамма»). Еще существуют декоративные контуры, которыми можно украшать работу, но при всем своем великолепии краску не держат, пользоваться ими как резервом нельзя, они для этого не предназначены. Есть даже фломастеры по ткани, что уж совсем упрощает роспись.

Плюсы импортного резерва – разнообразные оттенки, в том числе и золотистые-серебристые, нейтральный запах, просто разбавить водой, просто отмыть трубочку. Минус же перекрывает многие плюсы. Он не достаточно хорошо «держит» краску. Видимо, это происходит из-за того, что он растворяется водой. Например, если покрыть ткань обильно краской или водой с двух сторон от линии контура – тот, что растворяется бензином, выдержит такой «напор», так как от воды не растворяется. Пропустить краску он может только там, где контур прерывается, либо в том случае, когда краска перетекает поверх контура. А если то же самое попробовать сделать с резервом, растворяемым водой, то раствор краски начнет и окрашивать контур, и, как мне показалось, подмывать его. В итоге краску он сдерживает как-то произвольно, непредсказуемо, появляются неприятные протечки.

Поэтому начать лучше всего будет с проверенного «Гаммовского» резерва. Из минусов такого резерва – только малоприятный запах, и то, что отмывать его с трубочек необходимо не водой, а тем же бензином или растворителем. До недавнего времени «Гамма» выпускала только бесцветный резерв, а теперь к нему добавились новинки – красный, синий, зеленый и черный (а позже еще и золотой, серебряный и медный).


Если резерв густоват для работы, его разбавляют бензином. Когда в помещении прохладно, он может стать более густым. Чтобы резерв размягчился, слегка погрейте баночку в руках или поставьте ее ненадолго в теплую воду. Важное замечание – такой резерв нельзя хранить на морозе. На первый взгляд, он остается таким же, но потеряет свои свойства. Если резерв замерзнет при транспортировке, работать им будет нельзя! Отдельно расскажу про бесцветный резерв. Мне нравится работать с бесцветным контуром. Если окрашивать ткань в несколько слоев, контуры получаются разноцветными, с переливами. При высыхании бесцветный контур становится почти незаметным. И окрашивать почти «в слепую» очень неудобно. Можно смешать бесцветный и совсем немного цветного (главное, чтобы они оба растворялись бензином). А еще можно подкрасить контур масляной краской, предварительно обезжиренной, либо пигментом для масляной краски. В отдельной маленькой баночке мешаем резерв, капельку бензина и капельку масляной краски до однородного состояния. Таким способом добиться насыщенного цвета у резерва трудно, но вполне достаточно для того, чтобы он был заметен на ткани. Нанесенный на ткань и высохший бесцветный контур можно «обнаружить», если увлажнить ткань. Если резерв плохо вытекает из трубочки, немного разводим. Импортный – водой, «Гаммовский» — бензином. По чуть-чуть, методом проб и ошибок, пока он не станет выходить ровно, без прерываний. Если перестараться и разбавить очень сильно, контур на ткани расплывется, и краску держать не будет. Очень удобны баночки из-под фотопленок с крышечками. В одной можно хранить разведенный для работы резерв, а в другой бензин или растворитель для отмывания трубочки. Когда нет возможности купить резерв, либо не устраивает готовый, возникает желание сварить его самим. На интересных сайтах, посвященных батику и не только, найдены хорошие рецепты резерва и описания, как его делать. Рецепты с сайта Дарьи Чужой https://darja-21.narod.ru/Batik-kurs.htm Рецепт-1. • 100 граммов резинового клея марки «А»(другие марки не подходят) • 25 граммов парафина ( одна хозяйственная свеча около 30 гр.) • 100 граммов бензина (любого) • 1 грамм канифоли Компоненты смешивают следующим образом: в техническую огнеупорную посуде (кастрюльке) наливают бензин, в нём растворяют клей, затем добавляют мелко наструганный парафин и канифоль. Посуду ставят на маленький огонь, на водяную баню (желательно на электрическую плитку, т.к. состав очень легко воспламеняем) и, постоянно помешивая, варят не менее 15 минут, не доводя до кипения. Показателем готовности является растворение всех компонентов и однородность состава. Рецепт — 2 • 200 граммов резинового клея только марки «А» • 200-250 граммов бензина или разбавителя № 2 • 20 граммов парафина (свечки).

Бензин лучше брать очищенный — бензин для зажигалок или бензин «калоша». Он почти не пахучий и не едкий, что очень важно, когда батиком занимаются дети. Приготовить, как в первом рецепте. Хранить резерв в тёмном месте, в стеклянной посуде, герметично закрытым, иначе бензин испарится и состав загустеет. Если же такая неприятность случится, то отчаиваться не стоит и выбрасывать не годный уже р.с., тем более. Возьмите тот же бензин, который использовали для приготовления состава, и просто разбавьте р.с. до нужной густоты, если потребуется, то немного разогрев его на водяной бане. После приготовления, или разбавления, состав применять можно не ранее, чем через сутки, предварительно попробовав его на ненужном куске ткани. Приготавливая резерв для холодного батика, следует строго придерживаться правил пожарной безопасности. Резерв варится на водяной бане на закрытом огоне (электроплите с закрытой спиралью) в хорошо проветриваемом помещении. В металлическую или стеклянную банку насыпают измельченный парафин. И для того чтобы он расплавился, ставят на водяную баню в небольшой сосуд с маленьким количеством кипящей воды так, чтобы банка с парафином могла в ней стоять вертикально. Если резерв приготовляется в стеклянной банке, то в воду на дно необходимо положить кусочек ткани, чтобы в кипящей воде стеклянная банка не треснула. Когда парафин расплавится, в него вливают резиновый клей, воск, канифоль, вазелин в соответствии с рецептом, хорошо размешивают и потом постепенно вливают бензин. Смесь нагревают на кипящей водяной бане, получая, таким образом, однородную массу, готовую к применению — резерв. Приготовленный резерв хранится в плотно закрытой посуде. При длительном его хранении парафин, воск выпадают в осадок, бензин испаряется. Поэтому перед использованием резерв следует подогреть на водяной бане, и если он загустел, долить немного бензина. Количество бензина в предлагаемых рецептах может колебаться в пределах 20-30г. меньше или больше — это зависит от густоты резинового клея. В процессе изготовления резерва бензин следует вливать не весь сразу, а по частям, при этом делая пробы резерва на ткани, которая подлежит росписи. В холодном батике резерв не удаляется, а остается на ткани. Наиболее используемым и распространенным является рецепт № 1. Получаемый резерв прозрачен, дает чистый контур, при высыхании не виден. Резервы с добавлением пчелиного воска пластичны, хорошо растекаются, но при высыхании получается желтый контур. Если в задуманном вами произведении нужен цветной контур, то резерв можно подкрасить. Для этого применяют художественные масляные или печатные краски, которые для этого обезжиривают: краску выдавливают на пористую бумагу, сдавливают под небольшим прессом. Когда жировые пятна на бумаге станут еле заметными, то это значит, что краска обезжирилась и ее можно смешивать с приготовленным резервом. В одной работе можно применять несколько цветных резервов, в зависимости от ваших идей. Следует учесть, что резервы с применением масляных и печатных красок дольше высыхают. Правильно приготовленный резерв имеет хорошие текучесть и пластичность, пропитываемость ткани. Если во время приготовления резерва в него добавили слишком много парафина, то он плохо пропитает ткань и будет лежать сверху так называемой колбаской. Такой резерв очень ломкий — через трещины он будет пропускать краски («стрелять»), которые будут заходить друг на друга и смешиваться в совершенно не нужных вам местах. Если в резерве содержится больше положенного резинового клея, то, при наведении контурных линий из носика трубочки, будут отделяться тоненькие волоски клея (паутинки) и оседать на ткань в ненужных местах. Удалить их почти невозможно, и во время крашения они образуют не закрашенные линии. Итак, нам понадобятся — ткань; — рама и кнопки (или пяльцы); — краски; — кисточки; — для горячего: воск (свечи), кисти для воска и техническая посуда (жестяная банка и миска) и газеты; — для холодного: резерв и трубочка (либо резерв в тюбике);


А также нам понадобятся фен (для сушки), утюг, электроплитка (или плита), уксус (для полоскания и запаривания), бензин, растворители, емкости для разведения красок или резерва. Всегда под рукой тряпочки-салфетки.

Теперь о технике безопасности! Меня постоянно преследует информация о вреде материалов, с которыми работают при создании батиков. Говорили, что страшно вредны анилиновые красители (я в меру своей химической безграмотности считала все отечественные краски для ткани анилиновыми), жуткие вещи прочла про пары парафина (в горячем батике, когда свечки растапливаются на водяной бане) – умоляю, не дышите над ним! Сама с трудом переношу запах бензинорастворимого резерва. Вывод – обязательно и всегда работать в хорошо проветриваемом помещении. Это очень важно! Если передумали делать батик из-за «вредности», то обратите внимание на то, что все материалы продаются свободно, и при этом как материалы для хобби. На курсах и в студиях батиком занимаются дети и беременные женщины. Бояться не стоит, но осторожность лишней не бывает. Обратите внимание также на то, что все, с чем Вы будете работать – бензин, парафин – являются легко воспламеняемыми веществами. Краски по текстилю даже находятся в запрещенном списке при отправлении посылок почтой, как огнеопасные. И воск разогревать будет гораздо безопаснее на электроплитке, чем на открытом огне. Будьте крайне внимательными!

источник

Как сделать эскизы для батика

Эскизы для батиков легко создать, используя трафарет или простейший шаблон. Подходящие картинки просто скачивают в интернете. Рисунки могут иметь любую тематику. К популярным эскизам относятся цветы, растения, абстрактные композиции, портреты.

Тренироваться лучше на простых рисунках, со временем можно будет перейти к более сложным эскизам. Кстати, за основу мастера часто берут картинки для витражной росписи.

Эскиз рисуют на бумаге, не прибегая к прорисовке мелких деталей. Размер рисунка должен соответствовать тому, который необходимо получить на ткани. Контуры эскиза обводят маркером. После этого рисунок на бумаге прикрепляют к ткани с изнаночной стороны бумажным скотчем. Сквозь тонкий материал контуры будут легко просвечиваться. После этого можно приступать непосредственно к росписи на ткани.

Как работать в технике батик?

Первое правило батика — неторопливость и осторожность. К свободной технике можно приступать сразу же после доведения ткани до необходимого состояния влажности. В горячем и холодном батике прежде всего резервом обводятся все контуры рисунка. В контуре не должно быть ни одного пробела — иначе краска просто вытечет сквозь него. Когда контур окончен, следует подождать его полного высыхания.

И наконец, начинается творчество! Для начинающих художников по ткани подойдет краска в тюбике — как и резерв на основе резины, она наносится сквозь тонкий носик, что предотвращает появление нежеланных подтеков. В холодной технике работать кистью следует так же, как в акварели — от количества краски зависят плотность и оттенки рисунка. В горячем батике работать дольше, но немного проще — здесь краска наносится в несколько слоев, есть возможность исправить ошибку или цвета.

Рисовать на ткани, как и на бумаге, важнее всего по вдохновению. Так что не стоит бояться — если есть идея и желание, все обязательно получится.

Холодный батик – техника выполнения

Ручная роспись по ткани в любом случае требует терпения. Поначалу выполнение рисунка будет занимать много времени. С приходом опыта появится ускорение. Заниматься работой лучше в хорошо проветриваемом помещении, так как резервирующее вещество, используемое для нанесения контура, выделяет неполезные для организма вещества. Лучше начать с небольшого рисунка.

Техника выполнения пошагово:

  1. Ткань необходимо закрепить, используя пяльцы для вышивания, чтобы она не провисала. Для выполнения работы большого формата понадобится специальная рамка. В этом случае ткань закрепляется специальными крючками, входящими в комплект.
  2. Рядом располагают заранее приготовленные краски, резервирующее вещество и стеклянную трубочку для него. Если контур заключен в тюбик с наконечником, трубочка не понадобится.
  3. Под материю подкладывают бумажный эскиз и закрепляют его снизу.
  4. С помощью мягкого карандаша переводят рисунок на ткань.
  5. Обозначенные контуры обводят резервом. Набирать резервирующее вещество в трубочку удобно с помощью спринцовки, приставив ее к обратному концу трубки. Груша сжимается, и резерв поступает в трубочку.
  6. После того как контур высохнет, делают проверку, проводя по ткани влажной кисточкой. Необходимо проследить, чтобы вода не переходила за контурную линию.
  7. В тех местах, где контур оказался слабым, его проводят повторно.
  8. Теперь можно приступить к окрашиванию рисунка красками.

После окончания работы батик снимается с рамки и рисунок закрепляется утюгом. Регулятор температуры необходимо выставить под тип ткани. Каждый участок рисунка проглаживают в течение 3-5 минут. Заниматься живописью лучше в рабочем халате или старой одежде, чтобы не выпачкаться в краске.

Холодный и свободный батик

Техника холодного батика наиболее распространена на сегодняшний день, подходит для шелка и других подобных материалов. В этой росписи используется специальный резерв на основе бензина или резины. Бензиновый наносится при помощи специальной стеклянной резервуарной трубочки, а резиновый — из пластмассового тюбика с тонким носиком. Холодный батик создается в один слой специальной анилиновой краской по ткани («Декола» — самый популярный бренд таких красок). Итоговый рисунок напоминает мокрую акварель. Ниже представлен шелковый платок, расписанный в такой технике.

Свободная роспись также является достаточно популярной, но и наиболее сложной — ее отличает выполнение по влажной канве без предварительного нанесения резерва, отчего рисунок получается своеобразным, с мягкими, перетекающими границами цветов. Применим к шелку и синтетическим тканям, выполняется также с помощью анилиновых красок либо смесью масляных и растворителя.

Особенности росписи по шелку

Роспись по шелку подойдет для более опытных мастериц, ведь это дорогой материал, который жалко будет испортить. В данном случае для создания батика понадобятся краски, предназначенные именно для шелка. Начинающему подойдут готовые наборы с уже нанесенным на ткань контуром и рисунком. Рукодельнице останется только расписать работу подобно детской раскраске.

Тем, кто имеет художественные навыки, подойдет стиль свободной росписи. В этом случае не понадобится заранее созданный шаблон. Во время работы мастерица сможет лучше проявить свое творческое начало. Кроме красок для шелка понадобятся:

  • круглые беличьи кисти;
  • резервуар для воды;
  • тканевая салфетка для кисточек;
  • ватные тампоны;
  • цветные контуры;
  • палитра.

Приготовив все необходимое, приступают к созданию картины. Делать это можно как холодным, так и горячим способом. Во втором случае дополнительно понадобится расплавленный воск. Его наносят вместо резервирующего вещества с помощью тонкой кисти или капая через трубочку.

После высыхания воскового контура приступают к росписи. Пейзажи, сделанные в технике батика на шелке, получаются очень яркими, эффектными. Даже если на картине будет нарисован один единственный цветок, выглядеть это будет очень изящно. Росписью по шелку часто украшают интерьер, заключая полотна в рамки и вешая на стену.

Инструменты для работы

При росписи в классических техниках батика в первую очередь необходимо позаботиться о резерве. Его можно изготовить самостоятельно, но лучше приобрести в художественном магазине. Затем, в зависимости от выбранной техники, необходимо подготовить инструменты: например, трубочку для резерва и кисти. Жесткость и форма кистей зависят от стиля самого рисунка, используемой техники батика, краски и материала, на который он будет нанесен.

Техника узелкового батика

Процесс создания узелкового батика – это всегда таинство. Трудно предсказать, как именно будет выглядеть готовый рисунок. Даже если выполнять две работы в одинаковой технике, они все равно будут отличаться друг от друга. Эту технику часто выбирают продвинутые мастера. Им проще заранее предвидеть, какой получится роспись.

В процессе работы ткань не только связывают узлом в нескольких местах, но еще и скручивают. Впервые можно создавать батик по образцу, просматривая соответствующее видео. В дальнейшем обычно появляется желание экспериментировать. Для начала лучше осваивать технику на не слишком дорогой ткани, взяв лоскуты из батиста или тонкого хлопка.

Что учесть новичку при создании узелкового батика:

  1. Желательно, чтобы ткань была светлой и однотонной.
  2. Также для работы понадобятся прочные хлопчатобумажные нитки. Они будут играть роль резерважа, не пропуская краску на соседнюю зону.
  3. В середине салфетки нужно наметить центр и взявшись за него, сделать из ткани конус.
  4. Затем материал в нескольких местах перетягивают нитью.
  5. Можно сложить ткань по-другому – гармошкой.
  6. Нитки должны стягивать полотно очень туго.
  7. Перевязанные салфетки окрашивают методом погружения.

Затем красящему раствору дают стечь, прополаскивают салфетку в слабом растворе шампуня для удаления краски, которая не впиталась. При использовании акриловых красителей после высыхания заготовку проглаживают утюгом с целью закрепления.

Техника батик сегодня пользуется большой популярностью как хобби. Некоторые рукодельницы не на шутку увлекаются живописью на ткани и даже начинают создавать изделия на продажу. В области рукоделия все профессионалы когда-то начинали с хобби, сумев со временем стать настоящим мастером своего дела, который воплощает творческие идеи, разрабатывает собственные приемы, постоянно придумывает что-то новое, не останавливаясь на достигнутом.

Виды

Различные типы батика имеют собственный региональный дизайн и цветовые схемы.

Ява

Яванский считается самым древним. Для окрашивания хлопковых тканей применяют цвета глины — коричневый, индиго, черный и кремовый. Прибрежный яванский батик отличается яркими красками, цветочными мотивами, изображениями птиц.

Судан

Суданский батик включает яркие сочные оттенки, но основным является индиго из-за производства краски «индиго» в этой области.

Индия

Индийские мастера исторически сохраняют ткани для платьев и одежды, украшая орнаментами к определенным событиям в жизни.

Шри-Ланка

Техника Шри-Ланки появилась сравнительно недавно, но для туристов в стране расписывают предметы одежды в батик ткани, скатерти, гобелены и росписи, и даже постельное белье и одеяла.

Особенности работы

Мелкие узоры на ткани были изначально созданы для королевской семьи и легко узнаваемы по эффекту растрескивания.

Воск

Восковая живопись — это тончайшая работа, от начинающих требует внимания и терпения. Материал растягивается на раме для равномерного проникновения горячего резерватора — пчелиного воска, смолы или парафина. Изображение затем впитывается с углем. Воск наносится на участки ткани, которые не будут краситься. Ткани дают высохнуть в течение двадцати четырех часов, затем гладят между листами бумаги, чтобы удалить воск и закрепить краситель. Сушку проводят медленно, вдали от источников тепла и солнечного света, чтобы сохранить цвета. Весь процесс повторяется каждый раз при добавлении цвета. В некоторых принтах используют до тридцати цветов.

Техника рисования гуашью

Выбор и подготовка ткани

Хотя художественная форма батика очень сложная, используемые инструменты простые – это небольшой тонкостенный медный контейнер с короткой бамбуковой ручкой около 11 см длиной. Контейнер из меди заполняют расплавленным воском и рисуют на ткани. Разные размеры желобов с номерами для определенных размеров позволяют создавать разнообразные эффекты дизайна. Размер носика варьируется от 1 мм в диаметре для очень тонкой детальной работы до более широких носиков для заполнения больших участков. Точки и параллельные линии могут быть нарисованы инструментами, которые имеют до 9 носиками.

Количество цветов в батике демонстрирует, сколько раз он был погружен в ванну с красителем и сколько раз слои воска должны были быть нанесены и удалены. Многоцветный батик требует больше манипуляций, чем работа с 1-2 цветами. Многочисленные процессы окрашивания обычно отражаются в цене ткани. В настоящее время, химические красители в значительной степени заменить традиционные, поэтому оттенков стало намного больше.

Для особых случаев расписывали золотую материю. Батик ранее украшали золотом при помощи специальной пудры или фольги наносили узор с использованием клея из яичного белка или льняного масла и желтой глины. Существуют тысячи различных узоров, но старинные дизайны были связаны с традиционными орнаментами и религиозными верованиями.

Живопись по сырому акварелью

Разметка рисунка

Контур узора блокируется на ткани углем или графитом. Часто узор делают трафаретами или шаблонами. Другой метод трассировки рисунка на ткани — это размещение на стеклянном столе, освещенном снизу. Тень создает рисунок на ткани, который обводят карандашом. Воск повторяет контур карандаша на ткани.
Применение воска с медной крышкой состоит в том, что колпачок погружают в расплавленный воск. Когда материя пропитана воском, он действует как штамп. Крышка вдавливается в поверхность, и колпачок переносит свою форму. Вощеную материю погружают в ванну с красителем первого цвета, и она остается в ванне до нужного оттенка. Темные цвета требуют более длительных периодов или многочисленных погружений. Затем помещают в ванну с холодной водой, чтобы затвердел воск.

Иногда воск соскребали маленьким ножом перед новым погружением в ванну. Для получения мраморного эффекта на воске намеренно делали трещины перед окрашиванием. Краситель проникает в крошечные трещины и создает тонкие линии.

Природная красота и высокая художественная ценность всегда очаровывали и вдохновляли живописцев на создание собственных узоров в батике.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]