Выкройка сороки головного убора. Женский головной убор — сорока.

И повседневный, и праздничный женский русский национальный костюм предполагает наличие головного убора. Они представлены очень разнообразно, и современный человек может очень легко запутаться. Тем более, что скорее всего, нам они покажутся практически одинаковыми. А во времена наших предков именно по головному убору можно было сразу понять, откуда родом женщина, какое ее социальное положение, замужем ли она. Попробуем вместе разобраться и сделать головной убор “сорока” своими руками, выкройка которого будет очень простой и понятной.

Выкройка сороки головного убора. Женский головной убор — сорока.

Женские славянские головные уборы в повседневный обиход возвращаются. Ладная причёска и ладный головной убор — это очень сильный оберег для женщины, а поскольку женщина по своей сути берегиня семьи и рода, то и для семьи.


Сорока представляет собой вытканное длинное полотно которое крепится на кичке и спускается ниже на спину и плечи. В разложенном виде он птицу напоминает. Позатылень — ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке. Налобник — расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки ещё завязывался платок. Сороку, и златоглав женщина носила около двух лет после замужества. После же того, как она рожала дитя, и её статус молодайки менялся, ей полагался и другой костюм, и другой головной убор: чепец, повойник
Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Наиболее известными являются каргопольская и воронежская сороки.


Все сороки немного разные. Например каргопольскую сороку можно сразу отличить от любой другой по своеобразной форме очелья, нависающего надо лбом острым выступом. Такой выступ за счет заостренного донышка создается. Как правило, большинство известных видов сорок мягкие, поэтому под них дополнительно надевался головной убор жесткой конструкции, позволяющий держать форму очелья. Под каргопольскую сороку надевается своеобразная шапочка с твердым «Копытцем» надо лбом, называется «сдерихой». Сдериха исполняет роль повойника, собирая и стягивая волосы, а копытце служит основой под нарядное очелье, расшитое бисером.


Свадебный головной убор «Сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно «сороки» каблукообразной формы.


Развертка (схема) сороки имеет 3 основные части: очелье, позатылень и специальная нашивка из основной ткани, которая удлиняет позатылень. Конструкция имеет жесткий каркас — вшитую картонную полосу высотой 20 см. Завязки шириной 5 см из ситцевой ткани, крепятся к очелью.


Выкройка «Сороки» из журнала «чудесные мгновения. Русский народный костюм».

Окунемся в историю

В старину в каждой губернии была собственная мода на головные уборы и аксессуары. Поэтому хватало одного взгляда на барышню, чтобы понять, откуда она приехала. Также головной убор «рассказывал» о семейном положении женщины. Использовали его и для того, чтобы продемонстрировать уровень достатка в семье. Состоятельные дамы предпочитали декорировать его мехом или дорогостоящей материей.

Замужним девушкам запрещалось покидать пределы дома с непокрытой головой. Большим грехом считалось, если на глаза посторонним попадалась хотя бы одна прядь. Люди верили, что за подобный проступок домовой способен утащить барышню на чердак. А разгневанные боги могли наказать опростоволосившуюся даму неурожаем или серьезной болезнью.

Если девушка осталась с непокрытой головой не по своей вине (например, убор сорван в процессе ссоры), то можно было подать в суд на обидчика и потребовать возмещение ущерба. Поэтому славянские красавицы никогда не ходили с распущенными волосами, заплетая косы.

После замужества девушки надевали головной убор сорока. В девятнадцатом веке его носили не только крестьянки, но и представители дворянства. Головной убор по внешнему виду был близок к скифским калафам. Он характеризовался насыщенными красками, большими наушниками и замысловатой вышивкой.

Впервые сороку надевали в день бракосочетания или после брачной ночи. Процесс проходил в торжественной обстановке, это был целый ритуал. Пожилые дамы заплетали молодухе две косы и укладывали их в форме венка. Затем водружали на голову сороку.

В течение жизни девушка несколько раз меняла убор. Один носила в первый год супружества, после появления на свет ребёнка надевала другую модель. Затем сороку меняли после рождения четвертого и пятого малыша.

Порой головной убор был самым дорогим элементом женского гардероба. Сороку-золотоломку разрешалось надевать только в праздники. Высокая цена за убор сыграла с ним злую шутку до наших дней не сохранилось практически ни одного экземпляра. Дорогостоящую вещь скупали и уничтожали, используя для выплавки драгоценных металлов. Вернуться к оглавлению

Химона головной убор выкройка. Шьём старинный головной убор — повойник

Сложность: средняя

Время работы: 2 часа

Выкройка или шаблон: скачать

Материалы: ткань хлопковая, нитки, ножницы, булавки, швейная машинка, швейная игла

— Я чувствую себя красивой женщиной! Пройду мимо зеркала, или на отражение в окне взгляну — ну симпатичная, слов нет!

Дело оказалось в простеньком головном уборе, который я привезла ей в качестве гостинца на дачу. Как вы уже догадались, это был повойник. А она, моя Нина, всё лето живёт с престарелой мамой, которой уже 91 год, и которая просто оживает, когда находится на воздухе, вдали от города. И так каждое лето. Ещё года два назад Зинаида Ивановна могла фору дать молодым , и ездила в сад одна, и работала там за двоих, то сегодня она потихонечку ходит по дорожкам, наслаждаясь тишиной, пением птиц и запахами природы.

Это лирическое отступление я делаю лишь для того, чтобы заинтересовать вас старинным головным убором, которые носили женщины ещё в начале прошлого века. Ну люблю я национальную русскую одежду! И считаю, что краше ничего на свете не сыщешь!

А сшила я повойник из летнего ситца, исключительно для сада-огорода и походов в лес. Выкройку нашла в интернете на странице Светланы Хачиной. Красным обозначены размеры в сантиметрах. Так что, взяв для удобства миллиметровку, как это сделала я, нарисуйте себе такую же.

Хочу предупредить, что на заглавном фото другой повойник. Я его уже активно ношу. Шить же мы вместе с вами будем новый.

Все составные части выкроек имеют подкладку. Припусков на швы я не делала. Подкладочную выкраивала вместе с основной тканью, «один в один».Основная ткань.

Подкладка.

Складываем донышко «лицом к лицу» с подкладкой. Там, где на выкройке были отметки — это обозначение границ «хвостика» повойника. В этих местах на выкройке я сделала небольшие надсечки. Строчим на машинке обозначенный карандашом пунктир.

Выворачиваем на лицевую сторону.

И заутюживаем. Теперь нужно прострочить переднюю часть двойной строчкой для сборки.

Собираем сборку. Распределяем её по окружности. Чтобы убедиться в правильности, я делаю примерку на свою голову. Вы сразу поймёте, где ам нужно подсобрать или, наоборот, «растянуть» сборку. Как правило, на лобной части сборка гуще, на височной — очень редкая.

Теперь нам нужно собрать и сшить очелье с завязками.

Сшили и разутюжили шовчики.

Теперь складываем «лицом к лицу» две полученные детали. Место, обозначенное пунктиром, прошиваем от начала до конца завязок.

Выворачиваем.

Проглаживаем утюгом.

Отмечаем середину очелья. Нам нужно будет пришивать его к передней части донышка. На донышке тоже находим серединку.

Совмещаем две детали с совмещёнными центрами с изнаночной стороны донышка.

Теперь обязательно намётываем, начиная с середины, в одну сторону, затем в другую, до конца завязок. Прошиваем и выворачиваем.

Полученное проглаживаем, и получается вот так с изнанки.

Переходим «к лицу». Также приметаем очелье к донышку.

Таким образом мы наметали переднюю часть.

Когда дошли до завязок, остановитесь. Я, например, сначала заутюживаю завязки.

Потом совмещаю их, а затем намётываю таким образом, чтобы сразу прострочить на машинке.

Прошили. Повойник готов!

Фото не получается расположить вертикально. Поэтому размещаю ниже своё изображение.

Приятного вам рукоделья!Отличного настроения, дорогие мои красавицы!

Дополнительные элементы

Костюм сороки для девочки может выглядеть по-разному. Ведь если взять за основу, например, пушистую юбку-пачку, черно-белое пончо, напоминающее крылья, и шляпку с вуалью, то получится оригинальная и современная птичка. Такой образ с удовольствием примерят на себя девочки 6-11 лет.

bairma_balchinova_

avtorskaya_vishivka

А девочкам младше 6 лет безумно понравится идея надеть на утренник самые настоящие крылья, сделанные из картона и ткани. Они выглядят практически как настоящие и их довольно сложно испортить.

godini007

elen_belkina

В качестве дополнительных элементов костюма сороки для девочки могут выступать: фетровая маска и изящная композиция из лент, бус и перьев, размещенная на ободке.

mango.mango.craft

irish_andrienko

Все предметы можно изготовить своими руками, но маску создать будет легче.

Изготовление маски

Все, что потребуется:

  1. Нарисовать эскиз маски на бумаге и вырезать его.
  2. Перенести эскиз на фетр черного цвета.
  3. Вырезать из фетра белого цвета зону вокруг глаз, вставки на крылья, глаза птицы и бусы.
  4. Вырезать из желтого материала клюв.
  5. Последовательно склеить все детали вместе.

Готовую маску можно украсить стразами.

Сшить сороку головной убор. Головной убор сорока своими руками — выкройка

И повседневный, и праздничный женский русский национальный костюм предполагает наличие головного убора. Они представлены очень разнообразно, и современный человек может очень легко запутаться. Тем более, что скорее всего, нам они покажутся практически одинаковыми. А во времена наших предков именно по головному убору можно было сразу понять, откуда родом женщина, какое ее социальное положение, замужем ли она. Попробуем вместе разобраться и сделать головной убор “сорока” своими руками, выкройка которого будет очень простой и понятной.

Что такое сорока?

“Сорока” является самостоятельным женским головным убором или дополнением к другому убору. Еще его называют макушкой или привязкой.

В состав простой “сороки” входит:

  • Очелье;
  • Крылья;
  • Хвост.

Важно! В некоторых вариантах может быть только две части: очелье и хвост или очелье и крылья.

Что нужно для работы?

  • Для изготовления этого убора пользовались шелком, кумачом, бархатом на холщовой основе.
  • Для украшения использовали вышивку, бисер, золотое шитье.

Важно! Некоторые модели состояли из двух десятков элементов, и на то, чтобы его надеть, требовалось время, ловкие руки и кропотливость. Историки отмечают, что этот головной убор очень похож на скифский калаф, который характеризуют яркие краски, огромные наушники и вышитые солярные знаки.

Зачастую украшение для головы являлось самой дорогой частью гардероба. Богатые “сороки-золотоломки” девушки могли носить в праздничные дни, два-три года после свадьбы. После рождения ребенка происходило изменение социального статуса, и женщина ходила в другой одежде — чепце и повойнике.

Разновидности

Существуют различия между “сороками”. Рассмотрим самые известные виды этого головного убора.

Каргопольская

Сразу же выделяется, так как имеет очелье своеобразной формы: оно нависает надо лбом в виде острого выступа. Для того чтобы его создать, донышко делают заостренным.

Важно! Обычно привязки делали мягкие, поэтому под них требовалось надевание дополнительного жесткого головного убора, благодаря которому держалась форма очелья.

Каргопольская “сорока” носилась со своеобразной шапочкой, которая называется сдериха. Ею исполняется роль повойника, которым собираются и стягиваются волосы. Твердое “копытце” надо лбом выступает в качестве основы для нарядного очелья, расшитого бисером.

Свадебный

В такой головной убор входит три части:

  • Кичка с маленькими заостренными рожками;
  • Подзатылень;
  • “Сорока”, которая имеет каблукообразную форму.

Подзатылень изготавливался из бархата, который расшивали золотыми нитями. Его закрепляли на бересту для придания жесткости. Эта часть предназначалась для того, чтобы закрывать затылок. Его верхняя и боковые части сшиты с полосами шелковой ткани, на краях которой расположены завязки. Затем их нужно перекрестить на лбу, и обвязать вокруг рожек несколько раз. Благодаря этому кичка и подзатылень плотно скрепляются.

Важно! Золотая маленькая “сорока” надевается сверху рожек. Основной мотив вышивки, которой украшены подзатылень и верх головного убора, — “древа”. Такой же орнамент используется для украшения рукавов свадебной рубахи.

Шьем сороку

Мы ничем не хуже наших предков, потому рассмотрим, как сшить “сороку” головной убор своими руками. Конечно же, учитываем при этом современные реалии и берест заменяем картоном.

Потребуется подготовка:

  • Ниток;
  • Иголок;
  • Лент;
  • Пайеток;
  • Тесьмы;
  • Ножниц;
  • Сантиметровой ленты;
  • Швейной машинки.

Весь объем работы будет следующим:

  • Отрезаем ткань. Ее размеры: ширина – 20 см, длина – окружность головы.
  • Примерно на десять сантиметров из двадцати нашиваем разнообразные украшения: тесьму, пайетки, ленты.

Важно! Не забудь оставить снизу два сантиметра ткани для подшивания.

  • Ткань складываем пополам, прошиваем край сгиба.
  • Вырезаем еще один кусок ткани, размером 50 на 70 сантиметров. В таком случае будет немного прикрыта спина.
  • Находим середину длины и делаем закругление верхней части с помощью ножниц.
  • Низ украшаем с помощью разных мелочей или кисточек.
  • Уголки можно оставить и прямыми, и немного закруглить.
  • Нижняя часть от середины длины обшивается с помощью косой бейки.
  • Верхнюю закругленную часть обрабатываем двойной строчкой.
  • После этого нужно потянуть за концы ниток для образования красивой сборки.
  • Затем нужно совместить очелье и сборку, но не сшивать их.
  • Все переворачивается на изнаночную сторону и прикладывается кусочек картона размером примерно 30х7 см.
  • Ленты или ткань, обшитую или обметанную, вставляем в очелье.
  • Место, где находится картон, нужно обязательно прошить, чтобы он не сдвигался.
  • Выполняем обработку швов на швейной машинке.

Все, головной убор “сорока” своими руками готов!

Надеемся, наша статья была для вас полезной. Теперь вы точно знаете, как быть самой самобытной на ярмарке или празднике, ведь такой костюм, изготовленный своими руками, уж точно запомнится всем.

Повседневный кокошник. Часть 1

Здравствуйте! Обещанное, как водится, надо выполнять, посему, приступаю к выкладке мастер-класса по пошиву повседневного кокошника образца Орловской губернии.

Мою небольшую историю, связанную с этим головным убором, вы можете прочитать здесь: https://www.livemaster.ru/topic/343109-malenkaya-istoriya-odnogo-kokoshnika?vr=1&inside=1

Кокошников на Руси великое множество и это только один из вариантов. Если он вам придется по вкусу, я буду очень рада.

Стоит отметить, что для пошива данного предмета обихода, необходимо иметь хотя бы минимальные навыки шитья, вязания крючком, вышивки и бисероплетения. В процессе мастер-класса буду рассказывать только об этапах работы. Если начну подробно объяснять КАК всё это делается, то мастер-класс получится бесконечным. Прошу понять меня.

Итак, приступим. Для начала двайте договоримся, что будем в первую очередь использовать те материалы, которые есть у нас дома в наличии. И только, если дома не найдется нужного материала, можно идти в магазин, но сначала — к подруге. Во-первых, это в традициях наших предков, потому, что всё, что было в хозяйстве, особенно текстиль, шло на повторную переработку. Из вытершейся местами сорочки шили сорочку поменьше, лоскутки – на кукол, на одеяла, на коврики и т. д. Это не столько экономия, сколько уважительное отношение к природным ресурсам, которые, как вы понимаете, в мире тотального потребительства исчерпываются безбожно. А во-вторых, у каждой из нас дома есть залежи всяких материалов, которые постоянно пополняются и часто просто лежат балластом. Острый хомякоз называется. Лечится указанным выше способом. Я, например, категорически собираюсь использовать только китайский бисер, который застрял у меня с тех времён, когда я ещё не была знакома с чешским и японским. А если не хватит — сестру буду грабить. У неё тоже много всего. Мой проверен,не облезет. А его неровности, которые так раздражают в профессиональной вышивке, придадут милый народный колорит нашему изделию. Вот увидите, какую победу вы переживёте, если последуете моему совету!

О временных затратах скажу так: скоро мастер-класс читается, да не скоро кокошник шьётся, так, что наберитесь терпения. У меня ушёл приблизительно месяц свободного времени.

Нам понадобятся:

Для построения выкройки:

1. Сантиметровая лента.

2. Бумага для выкройки. Можно склеить листы А4.

3. Карандаш (ручка, фломастер).

4. Линейка, угольник и, по возможности, лекало для округления линий.

5. Калькулятор или листик для математических операций в столбик.

Для кокошника:

1. Ткань для кокошника оранжевого цвета или другого красного оттенка. В моем случае – это оранжевая льняная жилетка, принесенная мне заказчицей, буду выкручиваться. Если покупаете готовую ткань, при ширине свыше 1метра — 25-30 см будет достаточно.

2. Суровая льняная ткань для внутренней стороны нашего кокошника. Она у меня на фото в качестве фона. При ширине 140см – 25см, если лён тонкий, то – 30-35 см.

3. Ножницы.

4. Нитки для сшивания ткани, желательно натуральные и прочные. У меня хб армировка ещё с советских времен. Да! Я много знаю про хомякоз! :)

5. Иглы для шитья и низания.

6. Нитки для нанизывания бисера, покрепче.

7. Нитки для вязания крючком, в идеале — тонкая шерсть, у меня будет ирис (розовый, жёлтый, голубой, зелёный).

8. Атласные ленты четырех цветов (розовый, жёлтый, голубой, зелёный) шириной 3 — 4.5 см и длиной по 50 см

9. Тонкий ситец для подкладки наволосника. На фото нет, но это может быть любая ткань с мелким народным рисунком «горошек» или «цветочек». Шир — 50 см, длина равна сумме ширины всех ленточек + 2 см на подгибку.

10. Черная лента 1 – 1,2 см шириной и 2,5 м длиной для отделки – если найдёте – хлопковую, мне в последний момент захотелось добавить гламура, поэтому купила бархатную.

11. Пуговицы мелкие рубашечные с двумя или четырьмя дырочками. В пределах 70-ти штук. Да. У нас приданое небедное. :)

12. Бисер и бусины разных цветов, фактур и размеров, чем ярче, тем лучше.

13. Крупные бусины с широким отверстием – 2 шт.

14. Пайетки разных цветов и калибров, можно поярче.

15. Тесьма золотая или других цветов, я проложила пару полосок, потому, как лежит и деть её некуда. Если не хочется связываться с пришиванием бисера, можете воспользоваться только тесёмками разных цветов. ИМХО с бусинами веселее.

16. Прочная тонкая ленточка для завязок на кокошнике – по 25 см на каждую сторону. У меня осталась бархатная, её и пришью.

17. Полоска бархатной ткани шир 5 см и длиной 61 см. Это для того, чтобы наш кокошник не натирал нам лоб. Можно заменить бархатной лентой, но важно, чтобы она было очень мягкой. Всё-таки ткань лучше.

18. Китовый ус для каркаса. (!) НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Тот, что используют для укрепления корсетов (на снимке поверх оранжевой ткани). Это мой способ облегчить себе жизнь. Можно металлический, у меня на фото полиэтилен (стыдливо опустила очи долу).

19. Дублирин для тех, кто хочет придать конструкции дополнительную жесткость.

20. Крючок для вязания, соответствующий толщине ниток.

21. Самое главное – терпение и хорошее настроение. Ибо, как пошьем, так и носиться будет.

Почти всё, я что перечислила, есть на фото. Так сказать, групповая фотография перед работой.

1) Сначала предусмотрительно избавим себя от неприятных ситуаций и обработаем ткани, чтобы они дали усадку. Замочили лен (или хлопок) в горячей воде, дали остыть, дали высохнуть, проутюжили с паром. Если лён достаточно плотный, откладываем его до момента раскроя, если слишком тонкий – лучше продублировать. И пока тоже откладываем в строну.

2) А сами занимаемся выкройкой.

Главная мерка, которая нам нужна – обхват головы. Мерка снимается по той линии, на которой будет находиться край кокошника. По середине лба, через середину уха и до основания черепа. У меня получился полный обхват — 57 см. Сфотографировать в момент измерения меня было некому, поэтому, представляйте сами.

Строим переднюю часть кокошника.

Проводим линию, на ней отмечаем длину обхвата головы (57)+ 2 см (на свободу облегания) + 2 см на утяжку от вышивки (когда вышьете очелье, поймёте) = 61 см. Делим отрезок пополам и строим выкройку на одной половине. Сначала делим эту половину на четыре части. По линии ценра/сгиба откладываем вверх 14 см, следующая от неё линия – тоже вверх 14 см. соединяем. Теперь по линии заднего шва отложили 6 см. Пусть это будут постоянные величины, чтобы лишний раз не путать себя. Затем проводим линию как показано на чертеже от метки 6 см до второй метки 14 см. По заднему шву делаем скос в 1 см кверху, а затем с помощью лекала скругляем верхнюю линию. Это линия пришива донышка. У кого нет лекала, можно обойтись и без него, просто проведите плавную линию, чтобы красиво округлить все углы. Основа чертежа в голубом цвете, а то, что должно получиться на выходе – красным. Теперь аккуратно складываем выкройку пополам по линии сгиба, скалываем, чтобы не сдвинулось и вырезаем. Отмечаем засечкой середину сгиба. Таким образом, получаем идеально симметричную выкройку без перекосов. Сидим, любуемся и хвалим себя (1 минута) :)

3) Строим выкройку донышка.

Теперь пугалка для гуманитариев. Высчитываем диаметр окружности. Для этого нам нужно измерить длину округлой стороны нашей первой выкройки (верхняя сторона). У меня, как ни странно, получилось тоже 61 см. Как ни странно, потому, что я тоже гуманитарий. И мне это непонятно.

Вспоминаем геометрию и вычитываем радиус окружности донышка по формуле C=ПD. Где С – это длина округлой части предыдущей выкройки и по совместительству, длина окружности донышка; П – число Пи (3, 14); D – диаметр будущей окружности. Нам нужен диаметр. Получаем D=C/П = 61/3,14 = 19,42. Делим пополам, получаем радиус = 9,7, округляем до 9,5. В данном случае это не важно. Чертим перпендикуляр, отмеряем по кругу радиус. Затем решаем, какой из перпендикуляров становится серединой нашего донышка. Отмеряем 1 см за проведенный радиус и придаём выкройке вид капли, срезая при этом часть окружности, как показано на снимке. Теперь проверяем длину по периметру. Должно быть столько же, сколько по округлой стороне первой выкройки, то есть 61 см. Если получилось меньше, добавляем, если больше, срезаем.

Надеюсь, вам понятно, потому, что мне такие тексты даются с трудом.

Теперь аккуратно складываем по центральной линии, скалываем, чтобы не нарушить симметрию, и вырезаем. Отмечаем засечкой середину сгиба, чтобы облегчить себе совмещение ткани и выкройки.

Готовые выкройки должны выглядеть так, как на фотографии ниже. Таким же образом их и будем совмещать после раскроя ткани.

Для проверки подходим к зеркалу, прикладываем выкройку передней части к себе, смотрим, насколько это будет гармонично смотреться. Может оказаться, что конкретно Вам он будет слишком высок или, наоборот. Корректируем. Опять любуемся и хвалим себя (1 мин). :)

4) Теперь раскладываем нашу приготовленную и отутюженную основную ткань, прикалываем выкройки так, чтобы долевая нить совпадала с линиями сгиба наших выкроек. Выкраиваем, оставляя припуски на швы по 1,2 см со всех сторон. Обязательно отмечаем центральные линии сгиба, дабы не допустить перекосов, а на донышке отмечаем ещё и перпендикуляр, на него потом будет нашита бархатная ленточка. Таким же образом выкраиваем обе части из суровой ткани для внутренней стороны. Нижнюю ткань кроим экономно, чтобы у нас уместилась полоса шириной 25-35 см и шириной 55 см для ребра жесткости. (см пункт 15). У меня основная часть получается из кусочков, но швы закроются вышивкой и на них никто смотреть не будет, поэтому я не переживаю. Сейчас придумаю, надо ли дублировать в моём случае.

Получается, по одной детали из каждой ткани.

5) Занимаемся очельем кокошника. Донышко пока откладываем.

Кладем детали одна лицом друг к другу, между ними прокладываем полоску бархата (тот, который 5 см шириной) так, чтобы лицевая сторона смотрела в сторону основной (оранжевой) ткани. Совмещаем центр и края, скалываем булавками.

Сшиваем швом назад иголка, оставляя 1,2 см в начале и конце шва. Чем мельче стежок, тем больше Вам честь и хвала как мастерице.

6) Выворачиваем шов на лицевую сторону. Оранжевая деталь смотрит в одну сторону, а серая и бархат – в другую.

Теперь корректируем так, чтобы лицевая сторона немного перекрывала изнаночную (1,5 – 2 мм). У портных это называется «перекант». Намётываем вдоль края.

7) Переворачиваем лицом к себе и отмечаем крайние точки для нашей бисерной полосы на очелье. Нашиваем первый ряд бусин или пайеток, оставляя 1 мм открытой ткани по краю. Таким образом, закрепляем наш перекант.

8) Теперь мы подгибаем верхнюю сторону бархатной ленты и, пришивая бусины/пайетки, одновременно прикрепляем бархат. Стараемся прятать узелки.

9) Пришиваем все ряды украшений на очелье, чередуя цвета и фактуры. Ширина декоративной полоски – где-то 6, максимум 7 сантиметров. Чтобы получились не обрубленные, а красивые края, я предлагаю каждый последующий ряд в начале и конце сводить вниз, огибая предыдущий. Вот как у меня на фото.

Нашивание декоративных полос займёт у вас некоторое время. Наберитесь терпения. В плане мелких и долгих декоративных работ – это только начало. Вот, что у нас получилось:

Сидим, любуемся (не менее 5 минут). Можно покрутиться перед зеркалом или перед домашними. :)

Продолжение следует.

С наилучшими пожеланиями, ваша МариКо (MarinaKostina).

Вторая часть мастер-класса: https://www.livemaster.ru/topic/363697-povsednevnyj-kokoshnik-chast-2?vr=1&inside=1

www.livemaster.ru

Сорока головной убор. Сорока (головной убор)


Сорока. Тульская губерния
Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной и южной России, а также у некоторых групп карел , вепсов , марийцев и мордвы . Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления.

Сорока как головной убор — род кички , на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички.

Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка , собственно сорока , позатыльник , налобник , платок . Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов.


Замужняя казачка в праздничном костюме с «сорокой». Село Вышняя Залегощь, Новосильский уезд Тульской губернии. 1902


Марийка в головном уборе сорока. Яранский уезд. 1905-1906 годы

Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твердое возвышение. Сзади кичка затягивалась, плотно облегая голову. Возвышение на передней части кички, называвшееся кичка, роги, сдериха, копыто , было разнообразно по форме: в виде лопаты (лопатообразные кички), конского копыта (копытообразные кички), рогов, направленных вверх, вверх—назад (рогатые кички), а также в виде круга или полукруга (котелкообразные кички). В одном и том же районе могли бытовать разные варианты кичек.

Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась обычно из двух-трех частей ткани. Передняя её часть называлась чело, очелье, челышка ; боковые части — крылья ; задняя часть — хвост . Наряду с сороками в виде шапочек были распространены также сороки, сшитые не полностью: соединенными были только очелье с «хвостом» и «крылья» с очельем.

Позатыльник ( позатылень, подзатылень, колодка ) — прямоугольный кусок ткани, наклеенный или нашитый на твёрдую основу из картона, бересты, простеганного холста и т. п. Он укладывался сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывался тесемками вокруг кички под сорокой.

Налобник ( налобень, подчелок, налысник ) — неширокая (от 3 до 8 см) полоса холста, обшитая позументом, бусами, бисером, укладывавшаяся вокруг головы таким образом, что один её край был прикрыт сорокой, а другой закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывались под позатыльником.

Платок — необходимая принадлежность сороки. Он появился в составе головного убора со второй половины XIX века, заняв место полотенца , ширинки .

Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями , называлась саженая ; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь на самой сороке (она же очелы ). Если поверх сороки повязывался платок , то она назвалась «сорока с повоем ».

Необычную «сороку», больше похожую на головной убор индейского вождя или хвост павлина, носили представительницы этнографической группы новосильких казаков , жившей в ряде сел бывшего Новосильского уезда Тульской губернии. Исследовавший в 1902 году эти края Н. М. Могилянский писал — «Гораздо полнее сохранился женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда, где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский „обряд“ сохранился в поразительной полноте и разнообразии и до сих пор пользуется весобщим признанием. На помещенных здесь снимках изображены две замужние женщины в праздничных костюмах; из них одна — в „сороке“, головном уборе, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки….Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро».

    Воронежская губерния

    Нижегородская губерния

    Нижегородская губерния

  • Русские народные головные уборы
  • Народный костюм Белгородчины
  1. Н. М. Могилянский «Поездка в центральную Россию для собирания этнографических коллекций» Материалы по этнографии России. Под редакцией Ф. К. Волкова. Том 1.- Издание этнографического отдела Русского музея императора Александра III СПб 1910 год
  2. Н. М. Могилянский «Поездка в центральную Россию для собирания этнографических коллекций» Материалы по этнографии России. Под редакцией Ф. К. Волкова. Том 1.- Издание этнографического отдела Русского музея императора Александра III СПб 1910 год
  • Шангина И. И. Сорока // Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. —СПб.: Искусство—СПБ, 2006. — С. 302–307 . — ISBN 5-210-01612-9 .

Финальный образ

Сорока очень часто изображается в образе хозяйственной женщины, поэтому такой костюм может быть дополнен фартуком или косынкой.

Если же создается прототип сороки-модницы, то здесь без ярких броских украшений никак не обойтись. Бусы, клипсы, банты и рюши — все это может использоваться для завершения образа.

feeria.karnaval

prokat_karnaval_kostym

elena_fomochkina

razvivawka_kz

prokat.kostumov.odessa

Шитье косынки

Запасаемся следующими необходимыми материалами:

  • Белой бязью (70 см).
  • Черной подкладочной тканью (должна остаться от крыльев).
  • Клеевым пистолетом.
  • Ножницами.
  • Белой атласной лентой.
  • Белыми нитками.
  • Иголкой.

Из купленного отрезка ткани нужно вырезать равнобедренный треугольник. Если есть запас времени, косынку можно украсить атласной лентой, пришитой по контуру. Если такового нет, то она подшивается вручную либо на машинке.

Помните, у нас в запасе есть еще черная ткань. Она пойдет на вырезание кружочков. Их количество делается произвольным. К косынке эти кружки приклеиваются горячим клеем. Вы видите, что костюм сороки своими руками изготовить совсем несложно.

Как сделать клюв вороны

Вам понадобится

  • — параплен;
  • — иголка;
  • — черные хлопчатобумажные нитки;
  • — черная тонкая ткань;
  • — миллиметровка;
  • — линейка;
  • — карандаш;
  • — черная шапочка;
  • — бельевая резинка.

Инструкция

Постройте выкройку. Для этого лучше всего взять миллиметровку или двойной листок в клеточку. Начертите линию длиной 8-10 см и разделите ее пополам. К середине проведите перпендикуляр на расстояние 15-20 см и поставьте точку. Соедините ее с концами начального отрезка. У вас получился равнобедренный треугольник. Размеры его зависят от размеров шапочки. Вырежьте выкройку.

Обведите треугольник на кусок параплена и выкроите. Делать это лучше острым ножом с трапециевидным лезвием, но можно использовать и острые ножницы. Сделайте 2 треугольника из черной ткани.

Ткань предпочтительнее натуральная, поскольку ее не растворяет клей «Момент». Синтетическую предварительно испытайте, смазав клеем лоскуток.

Обратите внимание

Один треугольник вы роите точно по контуру, второй — с припусками на толщину параплена и склейку.

Парапленовой основе необходимо придать форму. Для этого прошейте треугольник толстой хлопчатобумажной ниткой по всему периметру швом «вперед иголку» и немного присборите. Смажьте клеем изнаночную сторону большего треугольника. Приклейте ее к вогнутой часть основы. Припуски загните на верхнюю выпуклую часть и пригладьте. Дайте заготовке высохнуть.

Верхний треугольник обметайте или обработайте оверлоком по периметру. Прошейте его по контуру швом «вперед иголку» и примерьте к основе. Присборите так, чтобы форма его совпала с формой параплена. Смажьте изнаночную сторону клеем и прижмите к основе. Пока клюв не высох, можно аккуратно надрезать нить наметки в нескольких местах и выдернуть.

Но если наметочный шов аккуратный и ровный, то можно этого и не делать.

Высушите клюв. Пришейте его к шапочке так, чтобы он при надевании сохранял горизонтальное положение. Для этого пришивайте его швом «через край» с лицевой стороны шапочки очень мелкими стежками. Стежки хорошо затягивайте, но так, чтобы не порвался параплен.

Полезный совет

Клюв можно сделать и с тонкой поролоновой прокладкой. Чтобы она держала форму, сделайте контур из жесткой проволоки. Края можно спаять или вклеить в трубочку — например, от стержня шариковой ручки. Треугольник из поролона должен быть чуть больше, чем нужен клюв. Тканью лучше в этом случае не оклеивать, а обшивать.

Можно окрасить в черный цвет сам поролон, тогда ткань не понадобится вообще. Чтобы придать форму вороньему клюву из картона, сделайте по центру выточку.

Можно сшить клюв вороны и из ткани без всякой прокладки. Выкроите 2 треугольника, по средней линии сделайте длинную выточку.

Застрочите ее, затем совместите детали лицевыми сторонами и сшейте по всем швам. Клюв жестко накрахмальте.

Источники:

  • как сделать клюв из бумаги

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-95853-kak-sdelat-klyuv-vorony

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]