Особенности работы с бархатом
Отрезы не рекомендуется хранить в сложенном виде, чтобы не образовались заломы. Лучше использовать плечики с прищепками.
При работе с бархатом нужно использовать только проверенные выкройки. Если вы сомневаетесь в крое, желательно раскроить изделие из бросовой ткани и сметать его. Выполнить примерку, внести коррективы. И только потом приступать к раскрою бархата. Дело в том, что на этом материале нельзя переделать шов, всегда останутся следы от предыдущей строчки.
Как и для всех остальных ворсовых тканей на бархате нужно учитывать направление ворса. Цвет ткани по ворсу и против него отличается насыщенностью.
После раскроя желательно сразу обработать срезы оверлоком, поскольку ткань очень сыпется.
Чтобы ворсинки не замялись при утюжке нужно проходить утюгом по изнаночной стороне, а под лицевую подложить махровое полотенце. Утюжить эту ткань нужно только с паром на невысокой температуре.
Если все-таки ворс «лёг», можно попытаться исправить ситуацию, подержав ткань над кипящим чайником и затем расчесать ворсинки зубной щёткой.
Работать с бархатом нужно тонкими иглами и тонкими нитками.
При выполнении машинной строчки, во избежание смещения слоёв ткани, целесообразно выполнить с обеих сторон от строчки намёточные швы. После выполнения строчки намётку сразу удаляют, чтобы не примять ворсинки.
Платье с запахом по юбке
Для пошива модели нужно:
- ворсовая ткань – бархат, велюр – 2 м;
- дублерин;
- потайная молния;
- шнур для пояса;
- нитки под цвет ткани, швейный инструмент.
Моделирование выкройки
Моделирование начинаем с построения выкройки платья полуприлегающего силуэта. Если вы не хотите тратить на это время, в интернете можно найти базовые выкройки платьев для любого размера. Вам останется только распечатать её в натуральную величину.
Кроме этого нам потребуется выкройка рукава с одним швом с такими же прибавками на свободное облегание, как у силуэта платья.
Переснимем лекала на новый лист бумаги, отметив уровни груди, талии, бёдер, контрольные точки проймы.
Прочертим новую линию талии – на полтора см выше базовой. Разрежем лекало по этой линии.
Получим отдельные детали.
Далее займёмся лифом спинки.
Уменьшим раствор плечевой вытачки до 1 см, в центр спинки перенесём до 0,6 см, остальная часть уходит в линию проймы.
Вычерчиваем новые контуры лекала по плечу и пройме.
Поскольку линия плеча у нас увеличилась на 1 см, а это нам не нужно, уменьшим её длину на эту величину. Кроме этого, учитывая сдвиг центральной линии спинки на 6 мм, сдвигаем на такой же размер плечевую линию. Рисуем новый вырез горловины.
Уберём вытачку на талии, уменьшив на эту величину размер в боковом срезе. Расширим и углубим выкат на 1-2 см и 0,5-1 см соответственно.
Получилось лекало – см. чертёж.
Мы временно остановим работу над ним, займёмся лифом полочки.
Из центра груди прочертим окружность. Её радиус равен радиусу груди.
Затем строим вытачки:
- No1 – предупредим «отставание декольте»;
- No4 – облегание под грудью;
- No5 – учёт вогнутости груди.
Прочерчиваем линию кокетки на определённом вами уровне.
Разрезаем по ней лекало.
По нижней детали (кокетке) соединяем все вытачки, образуя цельное лекало.
Выравниваем верхний срез кокетки, оформляя его вогнутой (прогиб до 5 мм) линией.
Учитывая, что на лифе спины мы расширили пройму на часть вытачки, то и на лекале лифа переда расширяем пройму на такую же величину. Из вершины нагрудной вытачки чертим к пройме прямую на 1-2 см выше контрольной точки. По этой линии разрезаем лекало и разводим его на величину, совпадающую с величиной увеличения на пройме спинки. Остальную величину, как и вытачки No1 и No5 перенесём в линию талии.
Оформим новую линию проймы плавной кривой. Чтобы привести в соответствие выкат переда выкату спинки, откладываем от верхней точки 1-2 см и соединяем эту точку с точкой на центральной линии переда лифа. Выкат в этом случае будет иметь V – образную форму.
Параллельно линии плеча проводим прямую на расстоянии 3-5 см. Разрезаем лекало.
Из центра груди проводим линию параллельно выкату на линию полочки.
Разрезаем по ней лекало и закрываем вытачку, переведя её вверх.
Поскольку в нашей модели вытачки заменены складками, то вытачки мы делать не будем. Оформляем ровные срезы полочки вверху и внизу.
Вы можете по желанию оформить нижний срез выпуклой линией на величину 3-5 мм. Это даст небольшой напуск для полочки.
Ещё один вариант исполнения этой детали – увеличение объёма по груди. Его можно создать, выполнив несколько разрезов по параллельным линиям и раздвинув части лекала на равные величины.
Важное замечание
При моделировании, особенно при переводах вытачек, можно потерять направление долевой нити. Чтобы этого не произошло, ориентируйтесь на нижнюю часть профиля проймы. Она остаётся без изменений и может служить ориентиром.
Возвратимся к моделированию лифа спинки.
Присоединим к его плечевой линии отрезанную часть полочки лифа переда.
Лекало лифа спинки готово. На нём обязательно нужно показать естественную линию плеча – линию соединения деталей.
Прочертим контуры обтачек для обработки горловины. Для этого повторим её контур через 3-5 см на лекалах спинки и переда.
Соединим их в одну деталь, стыкуя плечевые срезы. При этом обозначьте направление долевой нити.
Приступим к моделированию юбки бархатного платья. Поскольку юбка у нас будет расклешённая, то дополнительную вытачку на талии убираем. Её раствор переносим в боковой шов – по 1⁄2 для каждой детали. Прочерчиваем новые линии боковых швов. Если у вас на базовой выкройке нет дополнительной вытачки по талии, то этот пункт моделирования вы пропускаете.
Из нижних точек вытачек проводим перпендикуляры на нижний срез юбки. Разрезаем лекала по этим прямым.
Закрываем вытачки на талии, образуя расклешение внизу полотнищ юбки. Поскольку вытачка на задней детали меньше, то и расширение заднего полотнища также будет меньше. Это нужно исправить, искусственно увеличив расклешение заднего полотнища на равную с передним величину.
Если, учитывая особенности фигуры, вы хотите уменьшить расширение юбки внизу, то нужно срезать его на половину или две трети от боковых швов.
На этом моделирование заднего полотнища юбки закончено. Не забываем указать направление долевой нити.
Для моделирования передней детали юбки с запахом достраиваем симметричную деталь полотнища.
Произвольно, по своему желанию, рисуем контур запаха. Начинаем его от нижней боковой точки и выводим на желаемый уровень.
Проверяем соответствие длин боковых срезов на полотнищах переда и спинки, если необходимо – выполняем корректировку. Обязательно обозначаем на лекале серединную линию. На этом моделирование переднего полотнища закончено.
Прочертим контуры обтачки для обработки нижнего среза юбки. Для этого повторим его контур через 3-5 см на лекале.
Далее займёмся моделированием рукава.
Определим для него нужную высоту и проведём линию на этом уровне.
Проводим несколько параллельных линий на лекале. Участок построения этих линий на верхнем контуре детали ограничен контрольными точками, чтобы нижняя часть оката не меняла профиль. Выполним разрезы и раздвинем лекало на нужную величину, расширяя его.
Поднимаем верхний контур на 1-2 см, оформляем нижний срез плавной линией.
Моделирование закончено, мы получили лекала всех нужных деталей.
Разнообразие бархатных платьев
Самые популярные модели платьев из этого материала:
- вечерние: это, как правило, длинные платья. Их украшают блёстками, вышивкой, пайетками. Юбки в таких моделях выполняют с прилеганием по бёдрам и струящимися книзу, со шлейфом. Для молодёжи дизайнеры предлагают коктейльные платья с глубоким декольте и открытыми плечами. Очень современно смотрится платье – комбинация. В ней использовано сочетание бархата с кружевом, облегчающее тяжёлый бархат;
- платья для ежедневной носки: выполняются умеренной длины и с приталенным силуэтом. Юбки, как правило, делаются широкими;
- деловые платья: такой стиль подчёркивает независимость, самодостаточность и вкус. Сочетание классического фасона и роскошного материала всегда будет притягивать восхищённые взгляды коллег.
Этапы подготовки материала к раскрою
Как только вы приобрели отрез для будущего творения — не спешите приступать к шитью. Подготовьте полотно к раскладке лекал и ювелирному раскрою. Для этого нужно соблюсти некоторые правила.
Если текстиль дорогой или деликатный, его следует проутюжить с пульверизатором через марлю. Рекомендуется «пройтись» по частям и дать усадку.
- В первую очередь убедитесь, хватает ли вам ткани. Сделайте нужные замеры, обязательно с запасом.
- Проверьте текстиль на наличие дефектов: брак, затяжки, непрокрашенные участки. Это поможет вам избежать неприятного «сюрприза» в ходе пошива.
- Все будущие творения, перед тем как их шить, рекомендуется декатировать. Замочить, просушить и отутюжить с подкладкой, чтобы после стирки вещи её не стянуло. Хлопок, лён, штапель можно замочить в горячей воде, отжать и повесить таким образом, чтобы долевые и уточные нити находились в ровном положении. Шерсть и комбинированные материалы лучше обернуть в мокрую простыню, свернуть в рулон и накрыть плёнкой на пару часов.
- Если вы собрались изготовить одежду из комбинированного текстиля, то следует сшить 2 лоскута между собой и окунуть на час в жидкость. Так мы проверим их на «линьку».
- Правильно определяем лицевую и изнаночную сторону. Шерсть обычно завернута «лицом» вовнутрь рулона, а шёлк — наоборот. Если они идентичны — лицевая сторона более качественная.
- Если сырьё с ворсом — необходимо определить и отметить мелом его направление.
- На узорчатом текстиле требуется обозначить расположение рисунка.
При покупке дорогого полотна (например, итальянского) — уточните у продавца % усадки. Так как некоторые «капризные изделия» сжимаются, деформируются и уменьшаются в размере.
Теперь мы можем заниматься переносом бумажной схемы.
Как правильно шить из бархата
Чтобы изделие получилось красивым и выглядело привлекательно, нужно знать несколько секретов кроя. Правила и рекомендации относительно того, как кроить бархат:
- Как правильно шить трикотаж на обычной швейной машинке, почему она пропускает стежки, какие нитки нужны?
Правила кроя
- При заготовлении выкроек отдельных деталей одного изделия стоит особое внимание обращать на направление ворса. Все детали должны формироваться так, чтобы ворсинки располагались в одном направлении.
- Чтобы не спутать направление ворса, нужно все отметки прорисовывать на изнаночной стороне полотна кусочком мыла.
- Для стачивания деталей одного изделия лучше использовать временный клеевой спрей. Это позволит «склеивать и переклеивать» швы без проделывания дырок иглой и долгого процесса наметывания.
- Не стоит использовать в процессе работы слишком острый инструмент типа фигурного ножа или колесика для резки ткани, лезвия и слишком толстых (тупых) ниток.
- Чтобы гладь деталей не скользила в момент сшивания на машинке, нужно максимально послабить натяжение нити, использовать тефлоновую лапку с постепенным шагом, полотно нужно натягивать в момент прошивания.
- Утюжить текстиль данного типа категорически запрещено. Можно использовать только пар. При этом укладывать материал желательно на доску с покрытием из такой же ворсистой основы.
- Подхват подола или другой части производится вручную. Обычно используется косой шов. Благодаря такой технике полотно не деформируется.
- При необходимости создания вышивки нужно использовать специальный люневильский крючок, который не повредит волокна полотна.
Вам это будет интересно Основные правила формирования нагрудной вытачки
Пример ручной вышивки
Важно! Перед тем, как приступить к финальному сшиванию деталей, нужно на небольшом отрезке ткани сделать несколько стежков, чтобы оценить качество настроек.
Если будет производиться ручная или машинная вышивка на бархате, то процедура проводится в соответствии с такими же правилами.
Платье из трикотажного панбархата
Для пошива этой модели использован трикотажный панбархат.
Моделирование выкройки
В качестве основы используется выкройка прямого платья. Такую выкройку можно построить самостоятельно или бесплатно скачать в интернете. Поскольку трикотажный материал очень эластичный и тянущийся, припуски на свободное облегание при построении выкройки предусматривать не нужно.
На выкройке переда платья убираем вытачку на талии, уменьшая на эту величину размер по этому уровню. Отложив по боковому шву от нижней точки проймы 12 см, проводим горизонтальную линию. Продлеваем вниз линию нагрудной вытачки. Отрезаем лиф – см. красные линии на чертеже. Закрываем нагрудную вытачку.
Лиф переснимаем на новый лист кальки. От нижней точки плеча откладываем 1 см, далее отмеряем длину плеча – 10 см. По центральной линии откладываем снизу 4 см, проводим горизонталь. По ней отмеряем влево 2 см. Соединяем эту точку с верхней точкой плеча. Нижний срез лифа оформляем плавной линией. Все построения показаны красным пунктиром на чертеже ниже.
На выкройке спинки убираем тальевую вытачку, уменьшив на эту величину размер по линии талии. От нижней точки плеча отмеряем 1 см, затем откладываем длину плеча (= 10 см). Прочерчиваем новый профиль выката.
Раскрой и советы по пошиву
Для этой модели предусматриваем минимальные припуски для швов – 5 мм. По нижней кромке платья делаем припуск 4 см.
На трикотаже петли могут распускаться, поэтому после раскроя деталей все срезы на них нужно обработать оверлоком или строчкой зигзаг (длина стежка 3-4 мм, ширина 2 мм).
Пошив такой ткани лучше делать оверлоком или узким швом зигзаг. Если нет такой возможности, тогда выполняем обычную строчку, но шьём специальными длинноволокновыми полиэфирными нитками.
Чтобы игла не прокалывала трикотажное полотно, в работе используем специальную иглу со скруглённым кончиком – для трикотажа. Она будет аккуратно раздвигать нитки, не травмируя их.
По линии пройм и горловины ткань может растягиваться. Чтобы это предупредить края припусков прострачиваем машинным швом с длиной стежка 2,5-3,0 мм. Второй способ – проклеиваем припуски клеевой прокладкой, выкроенной по косой.
В плечевые швы для предупреждения растяжения встрачивается х/б тесьма.
Нижний край платья прошиваем двойным швом. Для него используем двойную иглу и три нити (две верхние, одну нижнюю). В результате по лицевой стороне получаем две строчки с интервалом 4-5 см, по изнанке – строчка зигзагом.
Характеристика материала
Данный текстиль ассоциируется с роскошью, драгоценностями и королевскими будуарами. Такое представление сформировалось благодаря королевской истории использования, изготовления. Материал бархатный – это уникальное полотно, которое обладает массой положительных характеристик. Но присутствуют и свои недостатки.
Внешний вид
Плюсы данного типа материала заключаются в таких характеристиках:
- Самые дорогие виды изготавливаются из натуральных материалов. Такой тип считается полностью гипоаллергенным.
- Качественное полотно имеет эстетически привлекательный, элегантный и дорогостоящий вид.
- На полотне можно вышивать лентами, бисером, шелковым нитками, что еще больше улучшит внешний вид.
- Каждая ворсинка будет укладываться в плотный слой мягкого покрытия, которое приятно на ощупь, имеет глянцевый блеск.
- Ткань не электризуется. Не прилипает к телу. Поэтому не вызывает раздражений или аллергических реакций.
- Продолжительное время сохраняет привлекательный внешний вид, износостойкий текстиль.
Разнообразие фактуры и цвета
Обратите внимание! Многие относят велюр, замш, плюш и другие подобные ткани к данному типу, но это совершенно другой вид материала. Даже вельвет «далекий родственник» данному материалу.
Недостатками данного типа текстиля считаются:
- Машинный вариант ткани не отличается качеством, носится недолго и плохо действует на кожу.
- Полотно сильно впитывает запахи, собирает пыль, к нему липнут ниточки и мелкий мусор.
- Чтобы улучшить плотность, нужно обязательно использовать подкладочную ткань для формирования привлекательного изделия.
- Сложно работать, поэтому пошив в домашних условиях сможет произвести только опытная мастерица.
Подготовительные мероприятия
Подготовка ткани к раскрою проходит в несколько этапов, каждый из которых важен, поэтому их нельзя пропускать.
Этап 1. Декатирование
Это процедура, которая проводит предварительную усадку ткани. Декатирование помогает избежать значительных изменений размеров при стирке или носке готового изделия.
Процедура применяется только для натуральных материалов, таких как хлопок, шерсть или лен. Синтетика не склонна к значительной деформации, поэтому проведение декатирования такого полотна бессмысленно. Так же нужно знать, что методика неприменима для шелка, поскольку деликатная ткань не любит влагу и высокие температуры.
Декатирование
Чтобы проверить материал на изменение размеров, его необходимо сначала пропарить, затем просушить и прогладить – проведение такого комплекса мер достаточно для того, чтобы ткань села перед шитьем и не деформировалась сильно в уже готовом изделии.
Пропаривание ткани
Этап 2. Проверка на дефекты
Просветив полотно через лампу, можно заметить все ткацкие несовершенства, которые были допущены при его создании – дырочки, пятна, изменение толщины волокна, разная интенсивность окрашивания. В процессе проверки такие дефекты выделяют мелом, чтобы исключить их при раскрое или использовать там, где они будут наименее заметны.
Этап 3. Определить лицо и изнанку
Как ни странно, начинающие рукодельницы чаще всего допускают именно эту ошибку – раскрой с неправильной стороны. Все пометки и швы делаются с изнанки. Если об этом забыть, в результате красивая сторона ткани окажется внутри изделия, поэтому лицевую сторону замечают еще на этапе подготовки и отмечают мелом или стикером.
Изнанка ткани
Этап 4. Выделение долевой нити
Нити основы в выкройке располагают по длине изделия – так готовый шедевр меньше деформируется в процессе эксплуатации. Иногда на рулонах с полотном есть аббревиатура ДН, что в расшифровке значит «долевая нить» — это значительно упрощает задачу определения линии длины и ширины изделия. Другая небольшая хитрость поиска ДН – обратить внимание на рулон ткани. Основа всегда располагается вдоль него.
Этап 5. Кромка
Некоторые материалы продаются с готовой кромкой, которая бережет ткань от осыпания в процессе транспортировки. Иногда качество стежков хорошее, а порой они стягивают полотно. В последнем случае кромку придется обрезать до начала раскроя, чтобы исключить возможные ошибки.
Вырезка выкройки
Сочетание с другими тканями
Опытный мастер точно определяет, какие ткани можно удачно комбинировать в рамках одного изделия. Начинающие мастерицы могут сталкиваться с проблемой сочетаний. С чем сочетается бархат:
- атлас;
- гипюр;
- атласная лента;
- кружево;
- кожа;
- шелк.
Вариант ткани-компаньона для бархата
Интересно смотрится вышивка на бархате бисером, пайетками, блестящими нитками. Особенно подходит для вышивки пасхальный вариант текстиля, который применяется для изготовления «крашенок».
- Как научиться шить и кроить начинающему
Как расположить выкройку
Зачастую неопытные или невнимательные швеи допускают ошибки на этапе выкладки образца: неправильно его раскладывают вместе с материей.
Общие правила
Для начала надо смоделировать на бумаге рельефы (в зависимости от фасона) и вырезать их.
Рельефы — вертикальные линии в вещах, которые проходят от среза до среза.
В первую очередь требуется разложить детали чертежа в порядке уменьшения:
- спинка;
- рукава и полочки;
- манжеты, карманы и т.д.
Обязательно оставляйте припуски с краю на швы — 2-3 см. Обращайте внимание на угловой срез и прямой угол выкройки: они должны соответствовать друг другу.
И на материале, и на бумаге указывайте расположение долевой нити. Они должны совпадать.
Далее необходимо обвести все детали мелом по контуру и подколоть их.
Не приподнимайте ткань, когда подкалываете схемы булавками — она деформируется, а все показатели сбиваются.
Виды сгиба
При выборе раскладки выкройки ориентируйтесь на фасон вещи, структуру и рисунок. Текстиль может сгибаться несколькими видами: поперечным, продольным, в два сгиба, частичным, в разворот.
2 способа настила ткани:
- Настил в сгиб — ткань складывается вдоль пополам, лицевой стороной внутрь, совмещая при этом кромки. Такой способ применяется при раскрой широких тканей.
- Настил в разворот — ткань раскладывается во всю ширину, лицевой стороной вниз, или в 2 слоя, лицевой стороной внутрь.
- При поперечном сгибе материал складывают перпендикулярно долевой нити, срез к срезу, внутрь лицевой стороной. В месте, где складывается отрез — выкладывают детали. Такой вид подходит для изготовления блуз и рубашек из тонкого сырья с эластаном.
- Продольный способ — самый универсальный. Необходимо сложить материю лицевой стороной внутрь и соединить кромки.
- В два сгиба — укладывание полотна лицевой стороной внутрь по нити основы к середине ткани.
- Частичный сгиб — способ, при котором текстиль складывают вдоль долевой нити только с одного края.
- Метод «в разворот» подходит для юбок и платьев с подолом по косой. Будущее творение располагают в один слой с любой стороны и при этом не загибают его.
Материал по косым нитям более растяжимый и ткань лежит иначе. Такой крой гораздо сложнее, поэтому сгиб «в разворот» — единственный удачный вариант.
Перенос схемы в зависимости от узора
Талантливая портная — это не только человек, который идеально строит чертежи и аккуратно шьет, но и настоящий эстет. Она умеет сочетать принты и следить за тем, чтобы рисунок гармонично совпадал в нужных местах.
С монохромными оттенками проблем не возникнет. Схемы можно располагать где угодно. Единственное условие: соблюдать направление волокон. Такая же ситуация и с ненаправленным рисунком — детали размещаются в любом наклоне. Зачастую их распределяют валетом. Так можно неплохо сэкономить на количестве текстиля.
Крупный направленный узор симметрично соединяют и скрепляют булавками. При этом стоит определиться, куда вы хотите направить рисунок: к низу или к плечу.
В клетчатой ассиметричной материи важно совместить линии клеток в поперечных и продольных швах. За этим требуется постоянно следить, отмечать мелом и скреплять.
При переносе схемы на полосатую ткань стоит разместить полоску вдоль центра. Во время раскладки продольные швы аккуратно соединяют и следят, чтобы полоски идеально совпадали.
Правильные отступы, сгибы, соблюдение правил переноса образца на ткань помогут избежать неприятностей во время изготовления наряда.