Разнообразие бархатных платьев
Самые популярные модели платьев из этого материала:
- вечерние: это, как правило, длинные платья. Их украшают блёстками, вышивкой, пайетками. Юбки в таких моделях выполняют с прилеганием по бёдрам и струящимися книзу, со шлейфом. Для молодёжи дизайнеры предлагают коктейльные платья с глубоким декольте и открытыми плечами. Очень современно смотрится платье – комбинация. В ней использовано сочетание бархата с кружевом, облегчающее тяжёлый бархат;
- платья для ежедневной носки: выполняются умеренной длины и с приталенным силуэтом. Юбки, как правило, делаются широкими;
- деловые платья: такой стиль подчёркивает независимость, самодостаточность и вкус. Сочетание классического фасона и роскошного материала всегда будет притягивать восхищённые взгляды коллег.
Скатерти
Бархатные скатерти, вроде бы устаревшие, неплохо впишутся в современный интерьер в роли украшения или функционального декора. Посмотрите, как на нижнем фото ярко-оранжевая скатерть из бархата сочетается с белой отделкой и модной черной посудой.
Фото:
Бархат шелковый
2 400 руб.*
*Цена может измениться
Особенности работы с бархатом
Отрезы не рекомендуется хранить в сложенном виде, чтобы не образовались заломы. Лучше использовать плечики с прищепками.
При работе с бархатом нужно использовать только проверенные выкройки. Если вы сомневаетесь в крое, желательно раскроить изделие из бросовой ткани и сметать его. Выполнить примерку, внести коррективы. И только потом приступать к раскрою бархата. Дело в том, что на этом материале нельзя переделать шов, всегда останутся следы от предыдущей строчки.
Как и для всех остальных ворсовых тканей на бархате нужно учитывать направление ворса. Цвет ткани по ворсу и против него отличается насыщенностью.
После раскроя желательно сразу обработать срезы оверлоком, поскольку ткань очень сыпется.
Чтобы ворсинки не замялись при утюжке нужно проходить утюгом по изнаночной стороне, а под лицевую подложить махровое полотенце. Утюжить эту ткань нужно только с паром на невысокой температуре.
Если все-таки ворс «лёг», можно попытаться исправить ситуацию, подержав ткань над кипящим чайником и затем расчесать ворсинки зубной щёткой.
Работать с бархатом нужно тонкими иглами и тонкими нитками.
При выполнении машинной строчки, во избежание смещения слоёв ткани, целесообразно выполнить с обеих сторон от строчки намёточные швы. После выполнения строчки намётку сразу удаляют, чтобы не примять ворсинки.
Стулья
Стулья с бархатной обивкой тоже в моде. Их можно поставить в столовой или даже на кухне, добавив интерьеру немного шарма и изящества. Дизайн комнаты не обязан быть классическим — бархат вписывается и в современный интерьер. Если фон светлый, подберите яркие цвета цвета стульев, чтобы они служили акцентами.
Фото: kraftandcarat.com
Синий бархатный стул MYSTERE CC0855J25
14 990 руб.*
Купить
*Цена может измениться
В столовой зоне можно поставить целую компанию стульев с бархатной обивкой. И совместить их с минималистичным деревянным оформлением и богатой люстрой, чтобы получить контрастный эклектичный интерьер — как на фото ниже.
Фото:
Стул LISSY темно-зеленый
11 990 руб.*
Купить
*Цена может измениться
Использовать бархатные предметы интерьера можно даже в черно-белой современной гостиной — опять же для получения пестрых акцентов. К примеру, поставьте в такую комнату стулья в розовых чехлах из бархата: они внесут яркость, но при этом не сделают обстановку слишком эксцентричной.
Фото:
Стул MARTIN розовый бархат + латунь
15 500 руб.*
Купить
*Цена может измениться
Платье из трикотажного панбархата
Для пошива этой модели использован трикотажный панбархат.
Моделирование выкройки
В качестве основы используется выкройка прямого платья. Такую выкройку можно построить самостоятельно или бесплатно скачать в интернете. Поскольку трикотажный материал очень эластичный и тянущийся, припуски на свободное облегание при построении выкройки предусматривать не нужно.
На выкройке переда платья убираем вытачку на талии, уменьшая на эту величину размер по этому уровню. Отложив по боковому шву от нижней точки проймы 12 см, проводим горизонтальную линию. Продлеваем вниз линию нагрудной вытачки. Отрезаем лиф – см. красные линии на чертеже. Закрываем нагрудную вытачку.
Лиф переснимаем на новый лист кальки. От нижней точки плеча откладываем 1 см, далее отмеряем длину плеча – 10 см. По центральной линии откладываем снизу 4 см, проводим горизонталь. По ней отмеряем влево 2 см. Соединяем эту точку с верхней точкой плеча. Нижний срез лифа оформляем плавной линией. Все построения показаны красным пунктиром на чертеже ниже.
На выкройке спинки убираем тальевую вытачку, уменьшив на эту величину размер по линии талии. От нижней точки плеча отмеряем 1 см, затем откладываем длину плеча (= 10 см). Прочерчиваем новый профиль выката.
Раскрой и советы по пошиву
Для этой модели предусматриваем минимальные припуски для швов – 5 мм. По нижней кромке платья делаем припуск 4 см.
На трикотаже петли могут распускаться, поэтому после раскроя деталей все срезы на них нужно обработать оверлоком или строчкой зигзаг (длина стежка 3-4 мм, ширина 2 мм).
Пошив такой ткани лучше делать оверлоком или узким швом зигзаг. Если нет такой возможности, тогда выполняем обычную строчку, но шьём специальными длинноволокновыми полиэфирными нитками.
Чтобы игла не прокалывала трикотажное полотно, в работе используем специальную иглу со скруглённым кончиком – для трикотажа. Она будет аккуратно раздвигать нитки, не травмируя их.
По линии пройм и горловины ткань может растягиваться. Чтобы это предупредить края припусков прострачиваем машинным швом с длиной стежка 2,5-3,0 мм. Второй способ – проклеиваем припуски клеевой прокладкой, выкроенной по косой.
В плечевые швы для предупреждения растяжения встрачивается х/б тесьма.
Нижний край платья прошиваем двойным швом. Для него используем двойную иглу и три нити (две верхние, одну нижнюю). В результате по лицевой стороне получаем две строчки с интервалом 4-5 см, по изнанке – строчка зигзагом.
Виды, технологии, достоинства
Бархат – плотная, мягкая ткань с недлинным, густым ворсом на лицевой стороне. В былые времена её основой служил только шёлк, сегодня в состав материала включают шерсть, вискозу и хлопок, делают также искусственный бархат из химических волокон. К бархатным часто относят и такие ткани, как:
- плющ, у которого ворс длиннее;
- велюр, производимый когда-то из шерсти, а ныне из хлопка и синтетики;
- стрейч – велюр, из которого шьют спортивные костюмы;
- вельвет – хлопчатобумажный бархат с рубчатым ворсом;
- панбархат – гладкую, тонкую ткань с бархатистым выпуклым рисунком, которую получают после прессования и специального начёса.
Производство бархата – процесс непростой. Состоит он из многих этапов. › Во-первых, из ткачества – сложного переплетения 5 различных систем нитей. В результате образуется два слоя полотна, скрепленные ворсом. В определенный момент ткацкий саморез, навстречу которому движутся эти полотна, рассекает их на две самостоятельные части с ворсом на одной из сторон. › Во-вторых, нити, которые составляют основу материи и держат ворсинки, переплетаются: чем выше их укладка, тем надёжней держится ворс. Очень похоже, но несколько проще изготавливается бархат вельветовый. Если выпускается бархат с узорами, то далее следуют печать или прессование, отбойка ворса, травление и другие хитрости.
Красят бархат небольшими партиями, после чего придают ему дополнительные качества, обрабатывая различными средствами. Так получаются, к примеру, непромокаемый бархат, термостойкий и другие его современные модификации.
Натуральный бархат обладает целым рядом достоинств:
- он гигроскопичен;
- не притягивает насекомых;
- гипоаллергенен;
- не деформируется при чистке, не мнётся;
- хорошо держит тепло, но в то же время пропускает воздух;
- наконец, бархат эстетичен: отблеск, созданный ворсинками, скольжение света и тени завораживают, как будто блики драгоценного камня.
Благодаря столь похвальным свойствам, бархат используют для создания качественной одежды (бархатные вечерние платья и пиджаки не покидают моду), а ещё для украшения дома, пошива штор и портьер, чехлов и подушек, подкладок и декоративной отделки самых различных предметов.
Из Китая в Италию
Родиной бархата называют Италию, где в XIII веке уже существовала гильдия его производителей. Но такая точка зрения не совсем справедлива. Ведь изначально бархат делали из шёлковых прядей, а это значит, появиться он мог и в Китае. Быть может, первые отрезы бархата, благодаря караванам арабских купцов, прибыли в Венецию, Флоренцию и Геную оттуда? Во всяком случае, китайцы уверяют, что это они, в III веке до нашей эры, изобрели бархатную ткань.
Нет полной ясности и относительно того, как появилось название ткани. Одни утверждают, слово «бархат» имеет немецкие корни, другие – что арабские, третьи настаивают на итальянском происхождении. Что ж, Италия действительно сыграла в «бархатной» истории одну из ключевых ролей. Венеция, где в 1247 году возник первый «профсоюз» ткачей бархата, долгое время обладала монопольным правом производить эту пушистую, мерцающую ткань.
Бархату досталась особая судьба, «жизнь» в королевских резиденциях, дворцах и палатах. Вкрадчивую мягкость и благородное свечение ткани полюбили венценосцы – теперь они облачались в бархатные мантии, платья и мундиры, восседали на тронах и в креслах, ездили в каретах, обтянутых бархатом.
Высокая трудоёмкость производства, использование дорогого шёлкового волокна, в которое нередко добавляли нити золота и серебра, дороговизна красителей – все это делало бархат тканью для избранных. Он стал не просто эксклюзивным атрибутом, а образом жизни. Аристократы передавали отрезы бархата в наследство, вписывали его в свои завещания наравне с замками и бриллиантами; богатые купцы сулили бархат дочерям в приданое. Можно сказать, что длительное время ткань была эквивалентом денег – наравне с золотом и серебром. Вглядитесь в репродукции старинных картин и непременно увидите бархат в интерьере тронных залов и опочивален, на алтарях, в одежде вельмож и королевских фавориток.
Особый статус бархат получил в годы правления Наполеона, став одним из символов стиля ампир – эпохи небывалого величия и даже фанфаронства. К тому времени уже появились технологии, позволившие сделать процесс производства бархата и проще, и дешевле. Ткань стала менее жёсткой, более тонкой и эластичной, чем и воспользовался Наполеон.
Ткачество тогда было основой экономики во многих европейских городах, и французский император, желая продемонстрировать превосходство лионских ткачей, приказал, чтобы мундиры отныне шились из бархата. В бархат также обрядили всех градоначальников, префектов и судей. Да и сам Бонапарт на одном из портретов позирует в алом бархатном сюртуке и таких же панталонах, на фоне синей бархатной портьеры и кресла, оббитого бархатом.
Из Италии в Россию
В России «бархатный сезон» наступил в конце XV века. Об этом свидетельствуют грамоты – описи имущества, принадлежавшего боярам и князьям. Особенно ценились бархатные шубы на соболином, горностаевом, рысьем меху, расшитые золотыми шнурами и жемчужинами. Такой «тулупчик» был целым состоянием, из-за чего, собственно, бархат и фигурировал в списках фамильных ценностей.
Сохранился также документ, из которого следует, что князь Василий Глинский (отец Елены Глинской, матери Ивана Грозного) передал монахам Троице-Сергиевой лавры бархатную шубу – дабы молились за него, когда он усопнет. Шуба, как неприкосновенный запас, хранилась в монастыре целых 15 лет, после чего монахи её выгодно продали.
О происхождении бархата в России толком не знали: ткань называли то флорентийским, то турецким, то венецианским полотном в зависимости от того, какие купцы и откуда её привозили. Чаще всего для пошива нарядной, витиевато разукрашенной одежды использовали аксамит – бархат красного или фиолетового цвета с золотым орнаментом. Носить кафтан из аксамита было, конечно, почётно, но нелегко: 5 метров ткани, а примерно столько требовалось на древний пиджак, весили пуд – 16 килограммов. Да и стоил подобный наряд соответствующе: от 1 до 3 рублей, столько же, сколько хороший рысак. Известно, что Иван Великий, выдавая замуж одну из дочерей, распорядился положить ей в свадебный обоз 10 рулонов бархата – турецкого и венецианского. В опашнях (верхняя одежда с зауженными рукавами) из венецианского, на шёлковой основе бархата щеголяли также Иван Грозный и его сыновья. Недаром «платье с царского плеча» считалось роскошным подарком. Впрочем, дальше всех в своей любви к аксамитам зашел Федор Иванович, последний из Рюриковичей, повелевший шить для стражников кафтаны не из парчи, как было прежде, а из белого бархата.
Кстати, в источниках встречается не только слово «аксамит», но и, к примеру, «рытый бархат». Это пушистая ткань с тиснёными узорами, из которой шили и шьют до сих пор архиерейское облачение. Можно прочитать и о костюмах из сизели – так называли рытый бархат, привезенный из Франции. Отличал эту ткань крупный и яркий цветочный рисунок.
В 1687 году появилась Бархатная книга – родословный каталог, куда вписали самые знатные дворянские семейства – Рюриковичей, Гедиминовичей, прочих. Книга действительно была в переплёте из бархата, что ещё раз связало эту материю с миром власти и аристократии. Дороговизна бархата вынуждала даже богатых людей относиться к нему бережно, почтительно. Все лоскутки, оставшиеся после пошива наряда, собирались и шли в дело. Из них мастерили украшения (вспомните бархотки – ленточки, носимые на шее), делали обложки и закладки для книг, обивку для шкатулок.
Из дворцов на улицы
В XVII столетии бархат начали производить в России. Правда, в бархатном дворе, который открыли в Москве, поначалу работали лишь иностранцы. Но с начала следующего, XVIII века, появился по-настоящему русский бархат, сотканный на первых шёлковых мануфактурах.
Нет, народной тканью аксамит не стал, хоть цена его значительно упала. Но ткань перестала быть прерогативой знати и вошла в обиход купеческих, зажиточных семейств. Бархатная одежда и аксессуары закрепились в свадебных обрядах: молодых сажали на бархатные подушечки, а в качестве подарков подносили свитки бархата. В эту же пору бархат стали применять и для убранства храмов, украшений воинского снаряжения, а также в интерьере.
Бархат в интерьере
В прошлом веке бархат то скрывался в тени новых, более модных тканей, то снова выходил на авансцену. Очень популярными были бархатные платья, жилеты и галстуки, юбки и брюки в 30-х годах минувшего века, а также в середине 60-х. Имидж бархата как статусной ткани не пошатнулся и после того, как получил распространение вельвет – «бархат для бедных». Большой любительницей бархатных туалетов была, например, принцесса Диана. А нынче среди модниц особенно котируется вискозный бархат на основе крепа. Он полюбился многим кутюрье благодаря своей необычайной мягкости и загадочным, глубоким переливам. Из такого, вискозного бархата шьют не только пиджаки и платья, но даже пуховики и купальники.
Платье с запахом по юбке
Для пошива модели нужно:
- ворсовая ткань – бархат, велюр – 2 м;
- дублерин;
- потайная молния;
- шнур для пояса;
- нитки под цвет ткани, швейный инструмент.
Моделирование выкройки
Моделирование начинаем с построения выкройки платья полуприлегающего силуэта. Если вы не хотите тратить на это время, в интернете можно найти базовые выкройки платьев для любого размера. Вам останется только распечатать её в натуральную величину.
Кроме этого нам потребуется выкройка рукава с одним швом с такими же прибавками на свободное облегание, как у силуэта платья.
Переснимем лекала на новый лист бумаги, отметив уровни груди, талии, бёдер, контрольные точки проймы.
Прочертим новую линию талии – на полтора см выше базовой. Разрежем лекало по этой линии.
Получим отдельные детали.
Далее займёмся лифом спинки.
Уменьшим раствор плечевой вытачки до 1 см, в центр спинки перенесём до 0,6 см, остальная часть уходит в линию проймы.
Вычерчиваем новые контуры лекала по плечу и пройме.
Поскольку линия плеча у нас увеличилась на 1 см, а это нам не нужно, уменьшим её длину на эту величину. Кроме этого, учитывая сдвиг центральной линии спинки на 6 мм, сдвигаем на такой же размер плечевую линию. Рисуем новый вырез горловины.
Уберём вытачку на талии, уменьшив на эту величину размер в боковом срезе. Расширим и углубим выкат на 1-2 см и 0,5-1 см соответственно.
Получилось лекало – см. чертёж.
Мы временно остановим работу над ним, займёмся лифом полочки.
Из центра груди прочертим окружность. Её радиус равен радиусу груди.
Затем строим вытачки:
- No1 – предупредим «отставание декольте»;
- No4 – облегание под грудью;
- No5 – учёт вогнутости груди.
Прочерчиваем линию кокетки на определённом вами уровне.
Разрезаем по ней лекало.
По нижней детали (кокетке) соединяем все вытачки, образуя цельное лекало.
Выравниваем верхний срез кокетки, оформляя его вогнутой (прогиб до 5 мм) линией.
Учитывая, что на лифе спины мы расширили пройму на часть вытачки, то и на лекале лифа переда расширяем пройму на такую же величину. Из вершины нагрудной вытачки чертим к пройме прямую на 1-2 см выше контрольной точки. По этой линии разрезаем лекало и разводим его на величину, совпадающую с величиной увеличения на пройме спинки. Остальную величину, как и вытачки No1 и No5 перенесём в линию талии.
Оформим новую линию проймы плавной кривой. Чтобы привести в соответствие выкат переда выкату спинки, откладываем от верхней точки 1-2 см и соединяем эту точку с точкой на центральной линии переда лифа. Выкат в этом случае будет иметь V – образную форму.
Параллельно линии плеча проводим прямую на расстоянии 3-5 см. Разрезаем лекало.
Из центра груди проводим линию параллельно выкату на линию полочки.
Разрезаем по ней лекало и закрываем вытачку, переведя её вверх.
Поскольку в нашей модели вытачки заменены складками, то вытачки мы делать не будем. Оформляем ровные срезы полочки вверху и внизу.
Вы можете по желанию оформить нижний срез выпуклой линией на величину 3-5 мм. Это даст небольшой напуск для полочки.
Ещё один вариант исполнения этой детали – увеличение объёма по груди. Его можно создать, выполнив несколько разрезов по параллельным линиям и раздвинув части лекала на равные величины.
Важное замечание
При моделировании, особенно при переводах вытачек, можно потерять направление долевой нити. Чтобы этого не произошло, ориентируйтесь на нижнюю часть профиля проймы. Она остаётся без изменений и может служить ориентиром.
Возвратимся к моделированию лифа спинки.
Присоединим к его плечевой линии отрезанную часть полочки лифа переда.
Лекало лифа спинки готово. На нём обязательно нужно показать естественную линию плеча – линию соединения деталей.
Прочертим контуры обтачек для обработки горловины. Для этого повторим её контур через 3-5 см на лекалах спинки и переда.
Соединим их в одну деталь, стыкуя плечевые срезы. При этом обозначьте направление долевой нити.
Приступим к моделированию юбки бархатного платья. Поскольку юбка у нас будет расклешённая, то дополнительную вытачку на талии убираем. Её раствор переносим в боковой шов – по 1⁄2 для каждой детали. Прочерчиваем новые линии боковых швов. Если у вас на базовой выкройке нет дополнительной вытачки по талии, то этот пункт моделирования вы пропускаете.
Из нижних точек вытачек проводим перпендикуляры на нижний срез юбки. Разрезаем лекала по этим прямым.
Закрываем вытачки на талии, образуя расклешение внизу полотнищ юбки. Поскольку вытачка на задней детали меньше, то и расширение заднего полотнища также будет меньше. Это нужно исправить, искусственно увеличив расклешение заднего полотнища на равную с передним величину.
Если, учитывая особенности фигуры, вы хотите уменьшить расширение юбки внизу, то нужно срезать его на половину или две трети от боковых швов.
На этом моделирование заднего полотнища юбки закончено. Не забываем указать направление долевой нити.
Для моделирования передней детали юбки с запахом достраиваем симметричную деталь полотнища.
Произвольно, по своему желанию, рисуем контур запаха. Начинаем его от нижней боковой точки и выводим на желаемый уровень.
Проверяем соответствие длин боковых срезов на полотнищах переда и спинки, если необходимо – выполняем корректировку. Обязательно обозначаем на лекале серединную линию. На этом моделирование переднего полотнища закончено.
Прочертим контуры обтачки для обработки нижнего среза юбки. Для этого повторим его контур через 3-5 см на лекале.
Далее займёмся моделированием рукава.
Определим для него нужную высоту и проведём линию на этом уровне.
Проводим несколько параллельных линий на лекале. Участок построения этих линий на верхнем контуре детали ограничен контрольными точками, чтобы нижняя часть оката не меняла профиль. Выполним разрезы и раздвинем лекало на нужную величину, расширяя его.
Поднимаем верхний контур на 1-2 см, оформляем нижний срез плавной линией.
Моделирование закончено, мы получили лекала всех нужных деталей.
Характеристика материала
Данный текстиль ассоциируется с роскошью, драгоценностями и королевскими будуарами. Такое представление сформировалось благодаря королевской истории использования, изготовления. Материал бархатный – это уникальное полотно, которое обладает массой положительных характеристик. Но присутствуют и свои недостатки.
Внешний вид
Плюсы данного типа материала заключаются в таких характеристиках:
- Самые дорогие виды изготавливаются из натуральных материалов. Такой тип считается полностью гипоаллергенным.
- Качественное полотно имеет эстетически привлекательный, элегантный и дорогостоящий вид.
- На полотне можно вышивать лентами, бисером, шелковым нитками, что еще больше улучшит внешний вид.
- Каждая ворсинка будет укладываться в плотный слой мягкого покрытия, которое приятно на ощупь, имеет глянцевый блеск.
- Ткань не электризуется. Не прилипает к телу. Поэтому не вызывает раздражений или аллергических реакций.
- Продолжительное время сохраняет привлекательный внешний вид, износостойкий текстиль.
Разнообразие фактуры и цвета
Обратите внимание! Многие относят велюр, замш, плюш и другие подобные ткани к данному типу, но это совершенно другой вид материала. Даже вельвет «далекий родственник» данному материалу.
Недостатками данного типа текстиля считаются:
- Машинный вариант ткани не отличается качеством, носится недолго и плохо действует на кожу.
- Полотно сильно впитывает запахи, собирает пыль, к нему липнут ниточки и мелкий мусор.
- Чтобы улучшить плотность, нужно обязательно использовать подкладочную ткань для формирования привлекательного изделия.
- Сложно работать, поэтому пошив в домашних условиях сможет произвести только опытная мастерица.
Свойства
Роскошная ткань с нежными благородными переливами, обладает хорошей драпировкой, мягкостью и богатым внешним видом.
- приятный по тактильным ощущениям;
- плотность варьируется от 300 до 600 гр;
- натуральный обладает гигроскопичностью, пропускает влагу и не электризуется;
- красивый и эстетичный внешний вид;
- долговечность в использовании;
- при натуральном составе не вызывает аллергию;
- пошитые изделия хорошо садятся по фигуре, не деформируются и не растягиваются в процессе носки.
- от попадания прямых солнечных лучей цвет меняется;
- плотность ткани не позволяет быстро высохнуть;
- быстро загрязняется и засоряется ворс пылью;
- требует использования деликатной глажки.