Ткань плис: описание и свойства. Как ухаживать за изделиями из плиса

Из-за постоянного пополнения рынка тканей новыми, более усовершенствованными синтетическими и смесовыми материалами популярность большинства натуральных традиционных материй неизбежно снижается. Однако, несмотря на это, некоторым из них удается сохранить востребованность. К таким тканям относится плис, история которого насчитывает уже несколько столетий.

Подробнее о материале

Что такое ткань плис? Этот материал представляет собой один из видов бархата. Он обладает характерным пушистым ворсом, однако, имеет некие отличия от бархата. Составным материалом бархата является шелк, который существенно повышает стоимость ткани. А плис относится к категории более бюджетных вариантов.

Свое название материя получила от латинского слова «пилус», что в переводе значит «волос». Плис – это ткань с историей, производить ее начали еще в 17 веке, а широкое распространение материал получил в 19 веке, после того, как в Манчестере началось его массовое производство.

Итак, плис, что это за ткань, какое описание ей можно дать? Материал отличается высоким ворсом и характерной рубчатой структурой.

Для того, чтобы понять особенности материала плис, важно обратиться к его производству. В процессе создания материала применяют три нити — основную, уток, а также третью, из которой образуются петельки. В дальнейшем они подвергаются обрезанию, что позволяет получить особый ворс. Еще одна особенность ткани — это применение саржевого или полотняного переплетения с плотной структурой. После того нитки обрезаются, уток немного приподнимается.

Ткань рибана — вязаный трикотаж: описание, состав, основные преимущества

Это интересно: Ткань креп-сатин: описание, свойства

Что собой представляет плисовая ткань

Само слово «плис» пришло к нам из шведского языка, хотя, с французского это слово переводится как «плюш». Что же представляет собой эта ткань? Как правило, ее основу составляет хлопчатобумажное полотно, хотя изредка используют и шерсть. Сходство с бархатом создается благодаря короткостриженому ворсу. Правда, длина ворса все равно больше, чем у бархата. Следовательно, все виды плиса относятся к уточно-ворсовым (ткань состоит из утка, основы и стриженого ворса). Сам процесс создания ткани заключается в переплетении хлопчатобумажной основы с утком, который образует петли. Чтобы петли стали ворсом, их стригут и прочесывают.

Для создания основы применяется полотняное или саржевое плетение. Плюс такой технологии в том, что петли ворса будут очень прочно держаться в плетении и не начнут сыпаться даже после многократных стирок. Но это же плетение очень затрудняет пошив плисовых изделий. Поэтому мелкие и сложные детали из плиса обычно не делают. Ну и, конечно, сам ворс является прекрасным пылесборником, как любая подобная ткань.

Что делают из плиса

Плис используется для изготовления:

  • покрывал;
  • скатертей;
  • занавесок и портьер;
  • домашней одежды (костюмы, халаты);
  • одежды повседневной для взрослых и детей;
  • обивочных тканей для мебели;
  • для карнавальных костюмов;
  • спецодежды;
  • аксессуаров;
  • игрушек.
  • Оборудование
  • Инструкции

Какую швейную машинку выбрать: лучшие модели от бюджетных до компьютеризированных

Рейтинг распошивальных машин

Обзор моделей для промышленного и бытового использования

Лучшие модели для дома и производства по отзывам покупателей

Можно ли вернуть отрез ткани обратно в магазин?

Рассмотрим нюансы возврата подробней

Сколько стоит плис?

Оптовая цена погонного метра материала начинается от 200 рублей. В зависимости от состава и характера рисунка плис может стоить 400-700 рублей за метр. Несмотря на наличие собственного производства, на российском рынке представлены ткани главным образом китайского производства.

Плис считается бюджетной разновидностью бархата. Различие между ними в том, что у плиса более длинный ворс, и вместо шелка в его производстве используется хлопковая нить. Что касается потребительских свойств, то они ничуть не хуже.

Что шьют из ткани плиссе

Разнообразие изделий из плиссированной ткани поражает фантазией модельеров и декораторов.

  • легкие блузки;
  • разнообразные юбки;
  • платья и туники;
  • пальто;
  • брюки;
  • школьная форма и универсальные офисные костюмы;
  • шарфики и палантины;
  • вставки в рукава и подол платья;
  • элементы декорирования банкетного зала;
  • отделка интерьера;
  • сумки и обувь;
  • абажуры и торшеры;
  • зонты и шляпы;
  • жалюзи;
  • оконные шторы.


Обувь с плиссировкой
Стиль греческих туник постепенно перешел в образ коктейльного платья. А использование принципа фатин плиссе незаметно вошел в применение гофрированных конструкций в фильтрах, деталях для промышленности, изготовления музыкальных инструментов, сходных с мехами гармошки.


Шторы с элементами плиссе

Дизайнерские решения в оформлении интерьера коснулись не только создание ламбрекена, но и отдельных элементов в виде утяжелителей, оборочек для портьер. Шторы плиссе и жалюзи не удивляют конструкцией, ставшие привычными для современного обывателя. Красиво оформленные оконные плиссе, могут закрыть проем в стене любой конфигурации, от арки до более сложной формы.


Юбка из фатина

Особенности

Говоря о разновидности ткани, где основную долю материалов занимаются натуральные (классический вид), можно выделить следующие положительные качества:

  • Отлично дышит, относится к экологически чистым;
  • Не вызывает аллергических реакций;
  • Отличается хорошей терморегуляцией;
  • Ткань приятная на ощупь;
  • Привлекательный внешний вид;
  • Материал устойчив к износу;
  • Ткань может подвергаться драпировке;

Важно отметить и некоторые недостатки материала:

  • Требует особого ухода;
  • Быстро загрязняется.

Замша – что это? Отличия натуральной и искусственной замши

Виды ткани

Основные виды:

Вельветин

Материал с коротким и густым ворсом, образованным из уточных перекрытий. Производится из чистого холопка или из смеси хлопчатобумажной нити с синтетической (полиэфирной). Вельветин более легок в обработке и меньше изнашивается.

Бивер

Смесовая ткань, которая вырабатывается из хлопковой пряжи и полиэфирной мононити. Материал с двойной структурой особенно устойчив к загрязнениям, гигроскопичен и комфортен в использовании. Это достигается тем, что полиэфирные нити выведены на лицевую, а хлопчатобумажные – на изнаночную сторону.

Мебельный плис

Толстый материал, имеющий очень плотную основу. Ворс чаще всего вырабатывается из полушерстяных или шерстяных нитей.

Плюсы и минусы

Характеристики плиса зависят от свойств нитей, из которых он сделан. Но в основном это натуральный материал.

К плюсам можно отнести:

  • экологичность;
  • нетоксичность;
  • антибактериальность;
  • в хлопке не заводятся пылевые клещи;
  • гипоаллергенность;
  • терморегулирующие свойства — в сильную жару не даст вспотеть, а в холод — замёрзнуть;
  • приятные тактильные свойства;
  • устойчивость к внешним воздействиям.

Минусы:

  • капризен в уходе;
  • плохо гладится;
  • к ворсу притягивается пыль и мелкий мусор.

Это интересно: Роспись по ткани — это просто. Техники, выбор ткани

Уход

Изделия из плиса прослужат долго, если помнить об особенностях материала. Ткань несложна в уходе, но требует соблюдения правил:

  1. Материалу из натуральных волокон разрешена только химчистка, текстиль с синтетикой можно стирать, но исключительно вручную при 25-30 °C. Сильно не тереть, не пользоваться жесткими щетками.
  2. Применять жидкие моющие средства: они быстрее проникают внутрь волокон, легче выполаскиваются.
  3. Не отбеливать.
  4. Запрещено сильно выкручивать и отжимать. Для удаления воды изделие следует закатать в полотенце, подержать, пока впитается влага. Либо поместить после стирки на возвышение, чтобы вода стекла естественным образом.
  5. Сушить вдали от отопительных приборов.
  6. Гладить с изнанки теплым утюгом. Чтобы ворс не примялся, материал следует положить лицевой стороной вниз на такую же ткань или махровое полотенце. Но лучшим вариантом разглаживания считается вертикальное отпаривание.

Важно. Изделия, не подлежащие стирке, рекомендуется регулярно вытряхивать, пылесосить или чистить щеткой.

История создания и описание плиса

Название этой ткани произошло от латинского слова «pilus», что переводится как «волос». Впервые материал стали изготавливать в XVII веке. Широкое распространение он получил спустя два столетия, после того, как в Манчестере открылись фабрики по производству плиса. В те времена материя стоила недорого, поэтому была доступна всем слоям населения.

На территории России ткань появилась в XVIII веке и сразу стала очень популярной среди всех сословий. Дворяне и зажиточные люди носили плисовую домашнюю одежду и комфортную обувь.

Материал обладает высоким ворсом и характерной рубчатой структурой. Плис прочный и имеет красивый внешний вид.

Достоинства и недостатки материала

Достоинства плиса:

  • Мягкость, комфортность в носке.
  • Способность хорошо удерживать тепло.
  • Хорошая воздухопроводимость.
  • Устойчивость к деформациям (не мнется, не дает усадку после стирки).
  • Экологичность.
  • Гипоаллергенность.
  • Хорошая гигроскопичность.
  • Внешняя привлекательность.

Недостатки материала:

  • Капризен при стирке.
  • Плис сложно гладить.
  • Ворс притягивает пыль и мелкие соринки (особенно, если состав ткани синтетический).

Структура КЛБ.

В базовой серии ПЛИС XC4000 фирмы Xilinx основной единицей оборудования считается КЛБ, состоящий из двух триггеров и двух ЛТ. В новых сериях ПЛИС количество триггеров и ЛТ увеличилось вдвое и вчетверо. Чтобы оставить для всех серий одну и ту же единицу оборудования, условились называть КЛБ из двух триггеров и двух ЛТ эквивалентным КЛБ (ЭКЛБ) или CLB slice. Таким образом, КЛБ серии Virtex состоит из двух ЭКЛБ, а серии VirtexII — из четырех ЭКЛБ .

Состав, свойства и виды ткани, плюсы и минусы

Ворс такого материала, как плис, изготавливается исключительно из хлопчатобумажного сырья. Нити основы плисового полотна могут быть как натуральными (шерстяными, полушерстяными, шелковыми), так и синтетическими. Использование синтетики значительно снижает стоимость готового текстильного продукта.

Плис является разновидностью бархата. В отличие от последнего у плисового полотна более высокий и плотный ворс. Несмотря на высокую плотность, плис – это мягкая на ощупь ткань, изделия из которой комфортны в носке.

Существуют следующие виды этой материи:

  • вельветин, представляющий собой тонкое полотно с хлопковым утком;
  • бивер, который изготавливается из смеси полиэфирных и хлопчатобумажных волокон;
  • мебельный плис – прочная и плотная шерстяная или полушерстяная материя.

К достоинствам плиса относятся:

  • высокая прочность;
  • износостойкость;
  • экологичность;
  • гипоаллергенность – плисовые изделия не вызывают аллергию, поэтому их можно носить аллергикам, астматикам, детям и беременным женщинам;
  • неподверженность появлению и размножению постельных клещей и других болезнетворных микроорганизмов;
  • превосходная терморегуляция – благодаря этому качеству в одежде из плиса не жарко летом и не холодно зимой;
  • гигроскопичность – ткань способна впитывать влагу, оставаясь при этом сухой;
  • эстетичность – материал обладает привлекательным внешним видом;
  • драпируемость – материя образует естественные складки;
  • устойчивость к воздействию негативных внешних факторов;
  • мягкость;
  • низкая сминаемость.

Среди недостатков плиса выделяют:

  • способность притягивать пыль, шерсть, волосы;
  • трудности в уходе.

Разновидности плиса

Среди самых популярных его разновидностей можно выделить:

  • вельветин – ткань с хлопчатобумажным уточным ворсом, вырабатываемая из очень тонкой пряжи;
  • бивер – полотно из смеси хлопковых и полиэфирных волокон, ворс состоит из хлопка, а обратная сторона из полиэфира, таким образом лицевая сторона является водонепроницаемой и устойчивой к загрязнениям, а изнаночная – гигроскопичной, экологичной и комфортной;
  • мебельный плис – полотно с очень плотной основой. Ворс обычно из шерстяных или полушерстяных волокон.

Технология производства

Для производства такой ткани, как плис, могут использоваться шелк, шерсть и хлопок, но изначально это был именно хлопок. Нитей существует три – основы, утка и дополнительная (из дополнительной получается высокий ворс). За счет плотного переплетения нитей основы уток заметно поднимается.

Чтобы ворс привлекательно выглядел, в процессе производства его аккуратно расчесывают и подрезают. Ворсовые нити практически всегда хлопковые, а нити основы могут использоваться любые (хлопок, шелк, шерсть). Добавление синтетических примесей удешевляет материал, но оказывает негативное влияние на его потребительские свойства (он становится менее гигроскопичным, начинает электризоваться).

Сырье и производство

Для производства плиса в качестве сырья используют хлопок, шерсть, шелк. В процессе производства используются три основных нити – основная, уточная и дополнительная нить, ворсовая, из которой формируются петельки. Эти петельки затем стригутся и образуется ворс, который в длину достигает от 3 до 6 мм. Нити основы переплетаются между собой очень туго (обычно используется саржевое или полотняное переплетение), поэтому, когда ворсовые волокна разрезаются, уток немного приподнимается.

Читайте про: знакомая модницам ткань креп: достоинства и разновидности.

Ворс расчесывается и аккуратно стрижется, после чего приобретает необходимый внешний вид. Ворсовые нити почти всегда хлопчатобумажные, тогда как нити основы могут быть шерстяными, полушерстяными, хлопковыми или из пряденого шелка. Зачастую в процессе производства добавляется синтетическое волокно, что удешевляет производство, но оказывает влияние на качественные потребительские характеристики не в лучшую сторону – повышается электризуемость, снижается гигроскопичность.

Сферы использования материала

Это востребованная в текстильной промышленности ткань. Она широко используется для пошива:

  • одежды для взрослых и детей, включая верхнюю;
  • летних и утепленных предметов гардероба;
  • домашней одежды;
  • изделий для торжественных случаев;
  • спецодежды;
  • комнатной обуви;
  • домашнего текстиля;
  • декоративных предметов и аксессуаров.

Материя также используется в декоре интерьеров для обшивки стен и в качестве обивочного материала для мебели. Изредка можно встретить плисовые мягкие игрушки.

Из чего и как сделать плиссировку

Изготовление плиссированных тканей в домашних условиях подразумевает использование горячего утюга и составов для закрепления складок. Недорогой вариант для получения плиса.

  • Использование шаблона из бумаги облегчает формирование ровных продольных складок одинаковой ширины.
  • Отпаривание тяжелым утюгом приравнивается к работе пресса.
  • Использование прокладки, смоченной водным раствором уксуса, придает созданному плиссе стойкости.
  • Использование хозяйственного мыла или клеевых растворов с изнаночной стороны для тканей, имеющих в составе шерсть.
  • Можно обратиться в цех по индивидуальному пошиву для более профессионального изготовления плиссе.

Используемые ткани должны выдерживать применение высоких температур горячего пресса, не терять формы по диагонали, не терять свойств эластичности и упругости после прессования. Плиссировка ткани доступно для домашнего применения. Ткань плиссе для юбки выбирается в соответствии с поставленной задачей. Для вечерних платьев выбирают легкие ткани. Трикотаж плиссе выбирают для изготовления теплой одежды, пальто, брюк. Всегда можно сначала сделать плис, а затем шить из него одежду.

Состав и свойства

Современный плис – это ткань с длиной ворса 5-6 мм, неотличимый на фото с бархатом. Изготавливается преимущественно из хлопчатобумажной или шерстяной пряжи, либо с добавками синтетики.

Материал производят на специальных станках бархатным плетением. Само полотно образуется за счет использования нескольких нитей: помимо утка и основы, в состав входит дополнительная, — формирующая петли. Волокна переплетаются очень туго, приподнимая уточные нити. Далее петли подстригают, шлифуют, в результате чего на лицевой стороне получается мягкая плюшевая поверхность.

Важно. Ткань в шитье достаточно сложна: ворсовый материал сыпется на срезах, сдвигается при раскрое.

Логическая таблица.

Роль основного логического элемента в ПЛИС играет логическая таблица (ЛТ) или look-up table (LUT), представляющая собой однобитное ОЗУ на 16 ячеек. В ЛТ по адресу G3,G2,G1,G0 записана единица, если код адреса представляет собой конституенту единицы заданной четырехвходовой логической функции. Например, если по адресу 1,1,1,1 записана единица, а по остальным адресам — ноль, то ЛТ реализует четырехвходовую функцию И. На рис. показан пример кодирования функции Исключающее ИЛИ на четыре входа.

Триггеры ЛТ входят в состав программирующего сдвигового регистра и их начальное состояние заполняется в период конфигурирования ПЛИС.

Легкий экскурс в историю плиссе

Закладывание ткани в многочисленные складки с заглаживанием утюгом использовалось с момента зарождения модных течений на приемах во дворцах и приветствовалось ценителями искусства. Изготовление в домашних условиях много веков успешно применялось барышнями для создания романтического образа.

Промышленное изготовление ткани плиссе было предложено итальянским модельером Мариано Фортуни-и-Мадрасо в начале XIX века. Шелковое плиссе, представленное в виде платья-туники признали произведением искусства и положило начало моде на плиссированные юбки, платья, блузки и другие элементы гардероба.

Плиссировке поддаются практически любая ткань, что успешно используется второй век в промышленных масштабах. Плоские сгибы ткани, похожие на меха гармошки разделились на

  • односторонние, с загибом вправо или влево;
  • двусторонние.

Визуальное увеличение объема за счет складывания ткани втрое, придают изделию нарядность и создают эффект воздушности. Получение материала с устойчивыми мелкими складками используется в изготовлении любых форм одежды и элементов гардероба.

Варианты плиссированных юбок

Распространение драпировки тканей и изделий гардероба широко использовалось в Японии, Египте и Азербайджане. Классический способ создания плиссе вручную передавался поколениями.

Самым распространенным применением складок в пошиве юбок используется и сегодня. Возможность скрыть дефекты фигуры или визуально удлинить ноги, а талию сделать тоньше, дает плиссированный предмет гардероба в виде юбки или платья.

Кому идет одежда из плиссе

Плиссированная ткань способна скрыть некоторые недостатки фигуры, придавая образу романтичности и воздушности. Использовалась одежда из плиссе

  • беременными женщинами;
  • тучными, не имеющих талии девушками;
  • очень худыми особами, желающими увеличить визуально размеры тела;
  • модницами для подчеркивания воздушности и утонченности;
  • работниками искусства — певицами, балеринами, танцовщицами.

Любой из выбранных образов добавят женственности владельцу плиссе.

Сочетание плиссированной юбки с другими предметами одежды

Создание образа во многом зависит от использования различных аксессуаров в виде ремешков, шляпок, правильно подобранной обуви.

Органза и шерсть, джинс и кожа, шелк и шифон — абсолютно любая ткань подвергается плиссировке. Соответствующий стилю одежды подбирается и аксессуар, гармонично подчеркивающий образ женщины.

Вам это будет интересно Особенности и применение акустического войлока

Туфли на шпильке подойдут к плиссированной фатиновой юбке больше, чем кроссовки, но модные течения современных вкусов учитывают и этот молодежный писк. Использование грубых ботинков вместо сандалий и кожаного мешка вместо атласной сумочки приветствуется на подиуме показа мод.

В реальности, вечерний наряд для романтической встречи используется больше в классическом стиле подбора элементов гардероба.

Важно! Дневной и повседневной одеждой, гармонирующей с плиссированной юбочкой, могут быть водолазки и блузки, майки и пиджаки.

Характеристики материала

Так как изначально плис – это хлопчатобумажная ткань, то материал именно с этим составом имеет следующие достоинства:

  • экологичность. Материал нетоксичен, экологически чист и безвреден для организма;
  • антибактериальность. Пылевые клещи и иные микроорганизмы не заводятся в хлопке;
  • гипоаллергенность. Не вызывает аллергических реакций и раздражений на коже, может быть рекомендован людям, страдающим аллергией и бронхиальной астмой;
  • терморегулирующие свойства. Хлопок, как многие натуральные ткани, обладает способностью создавать комфортную температуру для человека – в жару не даст вспотеть, а в холод – не даст замерзнуть;
  • гигроскопичность. Впитывает влагу, сам при этом оставаясь сухим;
  • тактильные свойства . Материал приятен на ощупь, мягкий, бархатистый и теплый;
  • визуальные характеристики.
  • Отлично драпируется, выглядит презентабельно, устойчив к внешним воздействиям.

Читайте про: ткань маркизет — прозрачность и плотность в одном.

К недостаткам можно отнести некоторую капризность в уходе, главным образом в глажении, а также то, что к ворсу притягивается мелкий мусор и пыль, особенно если в составе присутствует синтетическое волокно.

Характеристики плиса, в составе которого другие материалы, в основном зависит от характеристик этих материалов и процентного соотношения волокон.

Применение и уход

Теплую, мягкую и практически не мнущуюся хлопчатобумажную ткань с ворсом по-прежнему используют для теплой одежды, в том числе и детской, отделки, имитирующей мех, комнатной обуви. Этот материал по-прежнему широко используется для декорирования помещений, обивки мебели, изготовления плотных занавесей. Разумеется, область его применения не так широка, как столетие назад, однако потребителей привлекает экологичность и натуральность.

Эта ткань очень долговечна, она не деформируется и красиво драпируется. Современный плис окрашивают в разнообразные яркие цвета, его поверхность может иметь небольшой блеск или ярко выраженные диагональные рубчики.

Основными недостатками ворсовых материалов является сильное поглощение пыли, поэтому плисовые изделия нужно регулярно очищать пылесосом. Существуют определенные сложности и при раскрое и шитье, особенно, если в состав добавлена синтетика. Высокий ворс после стирки обычно сминается и требует дополнительной укладки. Однако в целом уход за плисом менее сложен, чем за другими видами бархата:

  • Данный материал можно стирать в теплой воде вручную или в деликатном машинном режиме.
  • Нужно использовать качественные стиральные средства, не содержащие отбеливателей и не оставляющие крупинок при растворении.
  • Этой ткани противопоказано механическое воздействие и отжим.
  • Ее следует сушить хорошо расправленной, без доступа солнечных лучей.
  • Вместо утюжки лучше использовать отпариватель, а смявшийся ворс следует расчесать щеткой.

Как ухаживать?

Для того, чтобы изделие не потеряло первозданный вид в короткие сроки, важно уделить особое внимание уходу:

  • В качестве метода очищения использовать только ручную стирку, без сильного механического воздействия (трения, отжима и т.д.).
  • Сушить изделия можно только естественными способами.
  • Утюг нанесет ткани вред. Вместо него можно применять отпариватель.
  • Если приходится воспользоваться утюгом, гладить изделие можно только с изнаночной стороны.
  • Ткань, в основе которой только хлопок, не должна подвергаться очищению в химчистке.
  • Если вещь покрыта пылью (шторы, покрывала), можно использовать пылесос на минимальных скоростях.

Подходя к уходу за тканью с ответственностью, можно обеспечить ей долгое существование. Плис — это практичный и качественный материал, который станет основой для красивой и безопасной одежды. Помня о простых правилах ухода, можно обеспечить материалу долгую жизнь в первозданном состоянии.

Желая купить качественную и долговечную ткань, следует обратить внимание на такой изящный материал, как плис. Обратитесь к ассортименту нашего сайта, чтобы отыскать вариант по душе.

Виды плиса и их спецификация

Самые распространенные разновидности плиса на данный момент это:

  • бивер;
  • вельветин;
  • мебельный плис.

Бивер сделан на основе полиэфирной нити, которая отличается прочностью и стойкостью к загрязнениям. Не трудно догадаться, что ткань с такими параметрами (кстати, бивер еще и очень дешевый) используется для пошива рабочей одежды. Поэтому, если вы зададитесь целью купить себе отрез бивера, он, скорее всего, будет или очень темным, или наоборот, максимально яркого сигнального оттенка (как в форменной одежде работников ГАИ, ЖКХ и т.д). Впервые эта ткань появилась на ткацких фабриках Манчестера.

Вельвет (он же вельветин) мало отличается от самого плиса. Основное отличие – продольные рубчики, выстриженные на ткани. Изначально эту ткань использовали для пошива штор. В данный момент, нас окружает большое количество одежды и обуви с использованием вельвета.

Мебельный плис отличается своей прочностью и стойкостью к повреждениям. Уток плетется из шерсти, для основы подбирается максимально плотное плетение. Благодаря этим параметрам мебель, обшитая плисом, не протирается и не линяет достаточно долго, и может пережить несколько аккуратных чисток.

Область применения


izdelie-1


izdelie-2

Плисовые ткани нашли свое применение в следующих областях:

  • производство домашнего текстиля (покрывала, скатерти, занавески и портьеры, декоративные подушки);
  • легкая промышленность – одежда для взрослых и детей различного предназначения: домашняя (халаты, домашние костюмы), повседневная (куртки, платья, костюмы, брюки и пиджаки), а также маскарадные и карнавальные костюмы;
  • производство спецодежды;
  • мебельное производство – в качестве обивки для мягкой мебели.

Менее популярен, но все же используется плис и в производстве игрушек, а также аксессуаров и декоративных элементов.

Ткани 19 века, названия и назначение

Все шире и шире становятся ряды почитателей антикварных кукол. Новенькая приезжает в дом и сразу появляется тысяча вопросов. Осмотреть, умыть, почистить, подлечить и конечно же одеть! Во что? Как правильно? Где найти подобные ткани в современных аналогах? Ведь не всегда есть возможность купить оригинальное антикварное платье, их становиться все меньше, а цены выше, увы! Мы всей грудью бросаемся в интернет и ломаем голову и язык от странных названий. Как во всем этом разобраться? Данная публикация является скорее ознакомительной, для мастериц только начинающих тернистый путь пошива наряда антикварным куклам! Но, возможно, и для опытных швей откроется новое.

Публикация будет дополняться фото с названиями. Гости с профессиональным взглядом тоже могут дополнить. Рада всем заглянувшим!

АЖУР — хлопковая, шелковая или шерстяная ткань со сквозным орнаментом. Название происходит от французского ajour (ajourer) — делать сквозным, пропускающим свет. С 1830-х годов процесс изготовления ажура был механизирован, после чего подешевели и вошли в моду ажурные чулки, шали, косынки и салфетки на мебель.

АЛЬПАКА (альпака) — легкая ткань из шерсти лам альпака, с блестящей поверхностью. Вошла в моду в 1860-х годах, но была достаточно редкой и дорогой, поэтому журналы мод рекомендуют при желании заменять ее «высокого сорта люстрином, который на него похож» (см. люстрин).

АТЛАС — ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью. Применялся для мужских жилетов, галстуков. С 20-х годов XIX века и до начала Первой мировой войны из него шили женские платья. Название арабское, в переводе с арабского означает — гладкий.

Основными видами атласа, распространенными в XIX веке, были:

— люкзор (франц. lucsor, от назв. егип. города Луксора) — ткань, изготовленная из шелка с шерстью, чаще всего узорчатая;

— помпадур — темный атлас с золотым узором, применялся для придворных платьев;

— ментенон — темный атлас, затканный цветами;

— дюбарри — светлый атлас, затканный цветами;

— трианон — атлас с узором из гвоздик.

(Эти названия даны в честь фавориток французских королей мадам Помпадур, мадам де Ментенон и мадам Дюбарри. Последнее название — в честь любимого дворца Марии-Антуанетты).

БАРХАТ — ворсовая ткань с мягкой, пушистой лицевой поверхностью, созданной за счет введения особой ворсовой нити. Производился из различного сырья: шелка, хлопка, шерсти. В России первая шелковая мануфактура, изготавливавшая и бархат, была организована в 1717 году. Применялся для шитья придворных платьев, пальто, плащей, головных уборов, переплетов книг («Бархатная книга»). Бархатная блуза была принадлежностью костюма художника.

Разновидности БАРХАТА:

— вельвет — плотная хлопчатобумажная ткань с уточным ворсом, выходящим на лицевую поверхность в виде продольных рубчиков. Название происходит от английского слова velvet — бархат. В XIX веке использовался в основном в качестве обивки для мебели.

— велюр — от французского velours — бархат, шерстяная плотная ткань с коротким, густым и мягким ворсом. Позже так стали называть особую выделку фетра, при которой он приобретал ворс.

БАТИСТ — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань из отбеленных нитей полотняного переплетения. Из него шили блузки, легкие платья, белье, носовые платки. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке.

БАРЕЖ — тонкая полупрозрачная полушелковая или полушерстяная ткань, созданная в газовой технике, когда нити основы и утка не прибиваются плотно друг к другу. Название происходит от французского селения Bareges, где впервые начали изготавливать эту ткань. Шелковый бареж в XIX веке был одной из самых дорогих тканей, позже подешевел, так как для его изготовления стали использовать отходы прядения, соединяя шелковую некрученую основу с хлопчатобумажным или шерстяным утком. Вышел из моды в конце XIX века.

БЛОНДЫ — шелковые кружева из шелка-сырца. Название происходит от французского blonde — золотистая, рыжеватая, русая, белокурая. Позже они стали белыми или черными (так называемые «шантильи» — от французского Chantilly — города во Франции, близ Парижа, где они производились). Блонды служили украшением платьев, шалей, пелерин, зонтиков и даже носовых платков. Они были довольно дорогими («Для молодых женщин делаются сии пелерины из шитого тюля, а для женщин богатых из белых блонд — Шантильи» («Московский телеграф», 1827, № 16, с. 134).

БРОКАТ (брокатель) — легкая шелковая или полушелковая ткань с золотой или серебряной нитью (люрексом). Применялась для шитья нарядных платьев и блузок.

БРОШЕ (лионское броше) — пестрая шерстяная ткань, отличается более или менее гладким фоном с распределенными по нему фигурами.

Буклированный ШЕЛК — шелк с «непропрядками» (неровностями) на поверхности, возникающими из-за применения нитей основы и утка различной толщины. Применялся для шитья нарядных бальных платьев.

БЯЗЬ — толстая хлопчатобумажная или льняная плотная ткань, гладкокрашеная или набивная, нежная на ощупь. Грубая однотонная бязь использовалась для постельного белья, подкладок и т. д. Из тонкой бязи с набивным рисунком шили недорогие женские и детские платья.

ГАЗ — шелковая или хлопковая полупрозрачная ткань, в которой оставлены большие промежутки между нитями основы и утка. Использовалась для накидок, шарфов, более плотные сорта: для верхнего платья.

С 1830-х годов в моде:

— газ-кристалл, замечательный переливами разноцветных нитей, напоминающими блеск драгоценных камней,

— газ «Донна Мария» — белый, затканный серебром;

— газ Шамбери с цветными атласными полосами по белому полю, часто украшенный вышитыми шелком цветами;

— gaze de Sylphide — очень легкий и воздушный газ разных цветов;

— haze Cephise — затканный узором из веток и листьев;

— газ-марабу — золотистая ткань, несколько более плотная, чем обычно, так как ткалась из крученых нитей. Название происходит от аиста марабу, чьи волнистые перья, употреблявшиеся для вееров и боа, напоминали скрученные шелковые нити;

— газ-рис — более мягкий, так как ткался тоже из шелка-сырца, но из некрученой пряжи;

— блондовый атлас (см. «блонды») — розовая, голубая, вишневая и т. д. газовая ткань, покрытая узором из атласных цветов и ветвей.

ГЛАЗЕТ — блестящая парча, с цветной шелковой основой и металлическим утком, затканная золотыми и серебряными узорами. Название происходит от от французского слова glace — глянцевый. Применялась для шитья придворных платьев (в частности — для орденских платьев Великих Княжон), мундиров, облачений священников.

ГРИЗЕТ — дешевая серая шелковая или шерстяная ткань, из которой, в частности, шили нарядные платья бедные французские швейки, за что их прозвали гризетками (франц. grisette от gris — «серый»). Позже гризет начали окрашивать в красный, зеленый и синий цвета и добавлять стальные (медные, латунные или золотые) нити, имитирующие золотое шитье, что сделало ткань гораздо нарядней и престижней. Использовалась также для изготовления чепцов.

ГРОГРОН — дорогая, обычно одноцветная шелковая ткань из неповрежденных коконов шелковичного червя, дающих максимально длинную нить. Название происходит от французского слова gros — шелк.

Разновидности:

— гроденапль — плотная однотонная шелковая ткань, тканная из толстых, в несколько нитей, основы и утка. Использовалась для изготовления шляпок, галстуков;

— гродафрик — шелковая ткань репсового плетения с крупными растительными узорами, название от франц. gros d’afrique — африканский гро. Использовалась для изготовления платьев, преимущественно в купеческой среде;

— гродетур (гарнитур) — очень плотная (за счет того, что каждая нить основы закрыта двумя нитями утка) одноцветная темная ткань. Названа по первоначальному месту производства — г. Тур (Tours) во Франции. Немнущаяся и ноская, она использовалась для шитья женского и мужского платья, преимущественно в среде купечества и духовенства.

Известны также узкий полосатый шелк гро д’Анвер, одноцветный муар с особо четким отливом — громуар, так называемый китайский гродешин, гродерьен и др.

ДРАДЕДРАМ— плотная шерстяная дешевая материя. Драдедамовый зеленый платок был у Сони Мармеладовой.

ДЫМКА — легкая полупрозрачная однотонная ткань газового или крепового переплетения. Обычно была светлых тонов и использовалась для бальных платьев девиц. В белых платьях из дымки на розовых шелковых чехлах приехали на свой первый бал Наташа Ростова и Соня. Позже появилась дымка темных тонов, часто с металлической нитью. В 1830-х годах дымку стали чаще использовать для отделок, шляпок, косынок, изготовления вуалей, вдовьих покрывал, шарфов.

КАСТОР — тончайшей выработки сукно с примесью бобрового или козьего пуха, с ворсом на изнаночной стороне ткани. Применялся для производства шляп, перчаток, чулок и жакетов.

КАШЕМИР — легкая шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная ткань с наклонными рубчиками. Название происходит от индийского штата Кашмир, откуда ткани такого типа ввозились в Европу. Вошел в моду в конце XIX века.

КЕМБРИК — тонкая хлопчатобумажная ткань. Назвна по месту производства: в местечке Камбре во Фландрии (сейчас территория Франции).

КИСЕЯ — очень тонкая полупрозрачная белая, цветная или узорчатая хлопчатобумажная ткань. Название происходит от турецкого k?si — раскроенная материя. Применялась для шитья бальных платьев на чехле (преимущественно в первой половине XIX века).

КРЕП — шерстяная или шелковая ткань, изготовленная из скрученной основы и некрученого утка — что создавало на лицевой поверхности неровности. Название происходит от французского cr?pe — завеса.

Разновидности:

— английский креп — шелковый, черного цвета в мелкую складку, использовался для траурных повязок и вуалей;

— китайский креп — шелковый, набивной;

— креп-жоржет — шелковый, очень тонкий и прозрачный, однотонный или с набивным узором;

— креп-марокен — шелковый, плотный и мягкий, однотонный или узорчатый, напоминающий тисненую кожу, производившуюся в Марокко;

— креп-рашель (название в честь франц. актрисы Рашель) — золотистого цвета;

— креп-сатин — шелковый, однотонный, отличающийся сочетанием шероховатой поверхности с одной стороны и гладкой блестящей — с другой;

— крепон — шерстяной креп.

ЛЮСТРИН — блестящая шерстяная ткань из грубой шерсти. Название происходит от французского lustrine (от lustre — глянец, блеск).

МЕРИНОС — шерстяная ткань из шерсти тонкорунных овец — мериносов. Использовался для теплой верхней одежды, заменял дорогой кашемир.

МИТКАЛЬ — суровая тонкая сероватая хлопчатобумажная ткань из толстых нитей неотбеленной пряжи. В результате красильно-отделочных операций из него получали ситец и бельевые ткани — мадаполам, муслин, после пропитки клеем или крахмалом — коленкор, после окраски в красный или синий цвет — кумач. Необработанный миткаль использовался для изготовления крестьянских рубах.

Разновидностями МУСЛИНА были:

— зефир — хлопчатобумажная ткань из отбеленной скрученной пряжи с текстильным орнаментом в виде мелких клеток;

— нансук — тонкая хлопчатобумажная белая ткань для дешевого белья, мелких деталей женского туалета;

— тартлан — тонкая хлопчатобумажная ткань с матовым блеском, окрашенная или с набивным рисунком для пошива платьев.

МУАР — шелковая ткань подвергнутая обработке специальными валиками-прессами — каландрами, после чего на поверхности ткани остаются волнистые разводы. Применялась для изготовления нарядной одежды.

ОРГАНДИ — очень тонкая прозрачная матовая шелковая или хлопчатобумажная ткань. Применялась для отделки платьев, изготовления воротничков и жабо.

ПАРЧА — дорогая и нарядная шелковая ткань с вплетенными нитями золота или серебра. Известна в России со времен Средневековья. Название происходит от персидского слова parche — материя.

Самым дорогим сортом парчи был АКСАМИТ — ткань с ворсом, образованным петлями золотых или серебряных нитей, покрытая растительным или «звериным» узором, привозилась на Русь из Византии, использовалась для нужд царского двора и высшего духовенства.

ПЕРКАЛЬ — тонкая хлопчатобумажная техническая ткань из некрученой пряжи, применялась для летних платьев и блузок.

ПЛИС — хлопчатобумажная ткань с ворсом, дешевая замена бархата. Использовалась для недорогой верхней одежды и обуви.

ПОПЛИН — хлопчатобумажная или шелковая ткань, имеющая поперечные рубчики. Использовалась для шитья блузок, нарядных платьев.

РАФИЯ — ткань из пальмового волокна, использовалась для изготовления корсетов.

РЕПС — хлопчатобумажная или шелковая ткань, изготовленная из толстых нитей утка и тонких — основы, в результате чего лицевая сторона и изнанка ее покрыты рубчиками.

САРЖА — хлопчатобумажная ткань с наклонными рубчиками на лицевой поверхности. Название происходит от латинского sericus — шелковый.

САТИН — хлопчатобумажная ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью. Применялась для шитья легких платьев, блузок, белья.

СУКНО — шерстяная или хлопчатобумажная плотная ткань, часто с ворсом. Применялась для шитья верхней одежды.

ТАФТА — ткань глянцевая, плотная, жесткая, одноцветная или двуцветная (из нитей основы и утка разных цветов), ткань из очень туго скрученных нитей.

ТВИД — плотная шерстяная ткань для верхней одежды.

ТИБЕ — вид шерстяной ткани.

ТИК — плотная льняная или хлопчатобумажная ткань с рисунком в виде продольных полос.

ФАЙ — шелковая ткань репсового переплетения, изготовленная из сравнительно тонких нитей основы и более толстого утка.

ФЛАНЕЛЬ — мягкая хлопчатобумажная или шерстяная ткань с двусторонним начесом.

ШОТЛАНДКА — хлопчатобумажная, шерстяная или шелковая ткань с рисунком в клетку.

ТРУВИЛЬ- плотная хлопковая ткань с рельефным рисунком в рубчик, выпускается преимущественно гладкоокрашенной Из нее шили нижние юбки, хорошо держащие форму или небыкновенной красоты детские летние пальто, украшенные вышивкой. Они встречаются в продаже, в виду своей износоустойчивости.

Подозреваю, что это далеко не все разновидности. Поэтому приглашаю всех желающих поучавствовать.

Фото ткани и название пожалуйста пишите. Если Вы напишите происхождение, еще лучше!

Антикварную куклу купить можно в нашем Шопике

Из какой ткани Вы хотите платье для куклы?

Рекомендации по уходу за изделиями


izdelie-3

izdelie-4

В зависимости от состава плисовой ткани рекомендации по уходу могут отличаться, однако общие рекомендации связаны с наличием ворса и являются следующими:

  • машинная стирка не рекомендуется;
  • ручная стирка разрешена исключительно для синтетических тканей. При этом не допускаются выкручивающие движения, трение и сильное механическое воздействие;
  • сушка разрешена исключительно в естественных условиях;
  • гладить лучше на режиме отпаривания, в идеале – воспользоваться отпаривателем;
  • при необходимости глажки с помощью утюга следует помнить, что гладить можно только с изнаночной стороны, на подложке из мягкого ворсистого материала;
  • натуральный материал стирать нельзя, только сухая химическая чистка;
  • можно почистить изделие от пыли сухой щеткой или с помощью пылесоса, установив его на минимальную мощность.

Несмотря на множество аналогов, плис по-прежнему, как и два века назад, является достаточно популярным материалом, особенно в мебельном производстве.

Свойства плиса и правила ухода

Изначально плис выпускали только однотонным, для одежды, обуви. Позднее, из плиса начали изготавливать шикарные гобелены, которые можно назвать настоящим произведением искусства. Сегодня узорчатый плис чаще всего используется для отделки мебели.

Для пошива изделий из плисовой ткани практически нет никаких особенных правил (за исключением вельвета, в котором следует избегать швов, повторяющих полосы на самой ткани). Самое главное, это тщательно и аккуратно отделать края, чтобы впоследствии они не начали рассыпаться.

Сейчас плис производят на многих ткацких фабриках в России и по всей Европе. Качество ткани из разных регионов мало отличается, поэтому особого значения фирма-производитель не имеет.

Одно из самых главных преимуществ – устойчивость к складкам. Да-да, плис практически не мнется, гладить его не нужно. Этот нюанс особенно важен для одежды из плиса, уход за которой не доставит вам особенных хлопот. Но не стоит забывать, что плис довольно чувствителен к стирке. Как уже было сказано, ворсинки он не теряет, однако, после контакта с водой ворс «склоняется» к основе. То есть, ткань выглядит «прилизанной». Этот эффект можно устранить только прочесав ткань мягкой щеточкой или отпарив ее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]