Переплетения тканей: от вида переплетения нитей основы и утка зависит характер и рисунок лицевой поверхности ткани.
Виды ткацких переплетений.
В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся:
1. Простые (гладкие) 2. Мелкоузорчатые 3. Сложные 4. Крупноузорчатые
Простые (гладкие) ткацкие переплетения:
— полотняное — саржевое — атласно-сатиновое
Полотняное переплетение:
основные и уточные нити чередуются через одну нить.
Схема полотняного переплетения.
Ткани полотняного переплетения имеют одинаковую поверхность. Раппорт равен двум нитям. Полотняное переплетение применяется для выработки: Хлопчато-бумажных тканей: ситец, бязь, маркизет, батист. Льняные ткани: бортовка, парусина. Шелковые ткани: креп-дешин, креп-жоржет. Шерстяные ткани: сукна и костюмные ткани.
Саржевое переплетение
имеет отличительную особенность — «рубчик».
Схема саржевого переплетения.
На лицевой поверхности рубчик идет снизу вверх слева направо. Характерные признаки: наименьшее число нитей в раппорте 3. При прокладывании уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить. Саржевое переплетение обозначается дробью: число основных перекрытий / число уточных перекрытий. Саржа: 1/2, 1/3, 1/4 — уточная Саржа: 2/1, 3/1, 4/1 — основная. Саржевое переплетение обладает большей эластичностью, мягкостью, но меньшей плотностью, чем полотняное, т.к. перекрытия более удлиненные.
Атласное (сатиновое) переплетение
Ткани имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия — поэтому лицевая поверхность гладкая и блестящая.
На поверхности сатина — уточные нити. Схема сатинового переплетения.
На поверхности атласа — основные нити. Схема атласного переплетения.
Раппорт не менее 5. Сатиновым переплетением вырабатывают хлопчато-бумажную ткань — сатин. У сатина высокая плотность по утку. Атласным переплетением вырабатывают ткани: Хлопчато-бумажные: сатин-дубль, ластик Шелковые: креп-сатин, корсетные ткани, подкладочные. У атласно-сатиновых тканей повышенное сопротивление к истиранию, но эти ткани очень сыпучи и скользят при раскрое.
Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.
Производные полотняного переплетения: репсовые переплетения и «рогожка».
Репсовое переплетение
образуется путем удлинения основных или уточных нитей, т.е. основная нить может идти через 2-3 и более уточных нитей (или наоборотуточная нить может идти через 2-3 и более основных нитей). Репс бывает продольный или поперечный.
Схема продольного репсового переплетения.
Схема поперечного репсового переплетения.
«Рогожка»
— двойное или или тройное полотняное переплетение.
Схема переплетения «рогожка».
Производные саржевого переплетения: усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа.
Усиленная саржа
отличается от простой саржи тем, что в ее переплетении нет одиночных перекрытий. Плательные ткани: шотландка, кашемир (2/2) Костюмные: бостон, шевиот (3/3)
Сложная саржа
— чередование диагональных рубчиков.
Ломаная саржа
(«Ёлочка»)
Производные сатинового переплетения: усиленный сатин.
Комбинированные переплетения
:: — креповые — орнаментные — рельефные — ажурные
Орнаментные переплетения
создают на поверхности ткани узоры в виде полосок, клеток и контуров.
Креповые переплетения
. На лицевой поверхности разбросаны удлиненные перекрытия, которые придают мелкозернистый вид ткани.
Рельефные переплетения
— образуют на ткани рисунок с выступающими нитями : вафельные ткани.
Просвечивающие переплетения
придают ткани ажурный вид. Нить основы или утка сдвигается с образованием просвета.
Сложные переплетения
образуются из трех и более систем нитей. К сложным переплетениям относятся: — двухлицевые — двухслойные — пике — ворсовые — петельные — перевивочные
Атласное_плетение_из_бумаги_схема
Переплетения тканей: от вида переплетения нитей основы и утка зависит характер и рисунок лицевой поверхности ткани.
Виды ткацких переплетений.
В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся:
Простые (гладкие) ткацкие переплетения:
Полотняное переплетение:
основные и уточные нити чередуются через одну нить.
Схема полотняного переплетения.
Саржевое переплетение
имеет отличительную особенность — «рубчик».
Схема саржевого переплетения.
Атласное (сатиновое) переплетение
Ткани имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия — поэтому лицевая поверхность гладкая и блестящая.
На поверхности сатина — уточные нити.Схема сатинового переплетения.
- Сатиновое переплетение ткани — основные характеристики и обзор ассортимента
На поверхности атласа — основные нити.Схема атласного переплетения.
Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.
Отличительные особенности
Саржевое плетение – это вид ткацкого плетения, при котором на ткани вырисовываются параллельные диагональные рубчики. Пересечение долевой и уточной нити образуется со сдвигом на одну, две или три. Таким образом, каждая нитка перекрывает не одну противоположную, а несколько.
Отличительными особенностями саржи являются:
Диагональные рубцы на поверхности ткани. Линия идет по диагонали либо по одной оси, либо по другой;
Меньше точек переплетения, чем в полотняном, но больше ниток на конкретном участке;
- Более гладкая поверхность ткани, устойчивая к истиранию и сминанию.
Свойства тканей с сатиновым переплетением
Из каких бы нитей ни была соткана материя, сатиновое переплетение придаёт ей определённые свойства:
- гладкость,
- плотность,
- мягкость,
- блеск,
- износостойкость,
- сохранение насыщенности цвета после окрашивания.
У такого типа текстиля есть недостаток: при раскрое полотна с удлинённым перекрытием срезы могут сильно осыпаться. Для работы с сатином требуется навык. Осыпание никак не влияет на устойчивость к износу готового изделия. Другое свойство, которое может расцениваться как минус — это скольжение. Спать на сатиновом постельном белье рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме. Для шитья одежды обязательно используется подклад.
Технические характеристики переплетения
От показателей линейной и поверхностной плотностей зависит, насколько качественной является ткань в плане прочности и устойчивости к факторам окружающей среды. Линейная плотность определяется количеством ниток на участке материи и зависит от сырья, применяемого при плетении.
Поверхностная плотность – это масса в расчете на единицу площади. Она зависит от типа саржевого плетения, от количества переплетений в раппорте.
Требуемые значения линейной и поверхностной плотности регламентируются стандартами качества, а именно ГОСТом 9599-61 и ГОСТом 4403-91. В последнее время был введён новый ГОСТ Р 58828-2020 со ссылками на другие стандарты качества.
Виды материй и их применение
Ткани с сатиновым переплетением так и называются — сатин. Изначально материал изготавливался из шёлка. Сегодня сырьём могут быть как натуральные, так искусственные и синтетические волокна.
Несколько примеров сатиновых материй, их свойства и применение:
- Из шёлковой пряжи получаются такие ткани, как креп-сатин. В основе текстиля нити шёлка-сырца, в утке — креп-шёлк (с очень сильной скруткой). Это дорогостоящие материи. На лицевой стороне креп-сатин блестящий и зернистый, на изнанке — матовый и гладкий. Ткань приятна к телу. Её используют для пошива деликатных изделий: вечерних платьев, блузок, костюмов для торжества. Интересное свойство креп-сатина — для одежды могут использоваться обе стороны полотна.
- На основе хлопковых волокон изготавливаются материи, которые по гладкости приближаются к шёлковым, но при этом стоят гораздо дешевле. Хлопковый сатин лёгкий и мягкий, его часто используют для пошива постельных комплектов. Материи могут быть гладкокрашеными и набивными. Свойства хлопкового сатина: прочность, устойчивость к частым стиркам, гигроскопичность, приятный охлаждающий эффект.
- Из шерсти вырабатывают дорогостоящую тонкую и плотную ткань — драп-сатин. Она очень тёплая, не мнётся, защищает от ветра, красиво облегает фигуру. Используется для пошива верхней одежды.
- Полиэстер сатинового плетения внешне напоминает шёлк. Он такой же гладкий и блестящий, но свойства синтетической материи не столь хороши. Она электризуется, сильно скользит, мнётся. Кожа в такой ткани практически не дышит. Преимущество полиэстерных тканей — их невысокая стоимость.
- Смесовые материи изготавливают из полиэстерных и хлопковых волокон, например, полисатин. Из полотна шьются шторы, скатерти, покрывала, халаты и другой домашний текстиль. Полисатин с преобладанием синтетических нитей способен вызывать раздражение и закатывается.
Лучшие из натуральных
Ситец напоминает о детстве. Приятный на ощупь, мягкий, нежный ситец идеален для детской и домашней одежды, но станет неудачным выбором для офисной или праздничной. Ситец с обеих сторон одинаково гладкий. Качество нити определяет ткань:
- хлопчатобумажная – ситец, бязь, маркизет, батист.
- льняная – бортовка, парусина;
- шелковая – креп-дешин, креп-жоржет;
- шерстяная – сукно и костюмные ткани.
Сатин плотнее и прочнее ситца, он шелковистый на ощупь с лицевой стороны, долговечен, достаточно хорошо держит форму, как и все хлопчатобумажные ткани, хорошо пропускает воздух. Подходит для пошива мужской и женской одежды – платьев, блуз, рубашек. Идеален для изготовления постельного белья.
Саржа среди недорогих тканей стоит особняком, так как считается технической, хоть и применяется в пошиве одежды. Для улучшения ее качества и применения в различных сферах производства и авиации к натуральному сырью добавляют волокна синтетические, иногда в значительных количествах. Неизменным остается только диагональное саржевое переплетение. Добавление к сырью эластана дает прекрасно подходящую для пошива одежды ткань, в особенности хорошо сидят брюки современных моделей. Ткань комфортна в носке, хорошо держит форму, мало изнашивается, к тому же недорогая.
Что такое сатиновое плетение
Ткань состоит из двух линий пряжи: основы и утка. От их переплетения зависит внешний вид и свойства ткани. Перекрытием называется место переплетения нитей уточных и основных нитей. В сатиновом переплетении ткани используется удлинённое перекрытие. Из-за этого ткань выглядит гладкой. Если берётся перекрученная пряжа, то готовая материя обретает рельефность и блеск.
Схема сатинового переплетения: уточная нить покрывает четыре или более основных. Сатиновое переплетение схоже с атласным. В последнем случае нити основы являются преобладающими, они перекрывают по четыре уточных нити.
Именно такое переплетение делает материю мягкой и гладкой: нити при таком расположении заламываются меньше.
Подвиды переплетения
По соотношению переплетений между долевыми и поперечными нитями саржа разделяется на два подвида:
- равностороннее
– стороны ткани идентичны, переплетения долевой и уточной нити равны между собой;
- разностороннее
– выражено основное или уточное преобладание, нитки формируют продольные перекрытия с различных сторон, то есть на лицевой стороне явно будут преобладать долевые, а на изнанке – уточные, либо наоборот.
Существует и другая классификация саржевого плетения, относящаяся к подвидам сложного плетения:
- сложная
– обладает разными по ширине диагоналями основных или уточных нитей на рельефе ткани; - ломаная
– описывается сменой направленности диагональных рубцов под углом, вследствие чего получается своеобразная «ёлочка»;
- обратная
– почти то же, что и ломаная, но помимо изменения направления рубцов сдвигается и сам рубец.
Коврик из цветной бумаги: плетеный
Данное занятие по переплетению полос из бумаги учит ребенка работать с ножницами, помогает развивать творческое воображение, глазомер, внимание, эстетический вкус, самостоятельность. А так же в процессе развивается мелкая моторика рук и вырабатывается ответственность за свою работу.
Бумажный коврик можно предложить детям 6-7 лет.
Перед тем как начать занятия, взрослые должны подготовится и сделать образец, на который будет опираться ребенок.
Для коврика понадобится:
Как создается саржевое переплетение
Технологический процесс создания саржевого переплетения состоит в переплетении основных и поперечных ниток с заранее заданным интервалом. Основная (долевая) нить направлена вдоль полотна, уточная – поперёк. По краям материи создаётся кромка, предохраняющая полотно от распускания – это достигается более тугим плетением по краям полотна.
Процесс создания саржевой ткани на станке состоит в следующем:
Основные нити наматываются на навой, затем продвигаются через подвижные ремизки и бердо.
Ремизки опускаются вниз и поднимаются вверх по очереди, оставляя зёв, в который пройдёт уточная нить.
В зависимости от вида саржи челнок двигается по зёву между тремя, четырьмя и более основными нитями, проталкивая поперечную нитку.
Уточная нить перекрывает от двух и более основных нитей, оставляя видимую полоску, из которых составляется диагональ.
Полученная ткань уплотняется с помощью бердо, а затем готовое полотно наматывается на валик.
Как ухаживать за сатином
Уход подбирается в соответствии с составом ткани. В большинстве случаев сатиновые материи устойчивы к частой стирке, не выцветают, не закатываются. Допускается как машинная, так и ручная стирка, применение отбеливателей. Утюжить ткани тоже нужно на специальных режимах. При грамотном уходе по рекомендациям на ярлычке вещь с сатиновым переплетением прослужит очень долго.
Сатиновое плетение входит в группу базовых видов вместе с атласным, саржевым и полотняным. Отличная устойчивость к износу, красивый внешний вид и приятная текстура делают сатиновые материи популярными в разных сферах от постельного белья до модных деталей гардероба.
Повторяющийся рисунок переплетения в ткани называется раппбрт. Раппорт определяется числом входящих в него нитей. Различают раппорт по основе R0 и раппорт по утку Ry. Переплетение характеризуется также сдвигом — числом, показывающим, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей. Различают вертикальный сдвиг — между рядом расположенными основными нитями и горизонтальный сдвиг — между рядом расположенными уточными нитями.
К простым переплетениям относятся: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.
Признаки образования ткацкого саржевого переплетения
- Минимальное число нитей в раппорте — три.
- Ткацкий рисунок сдвигается на одну нить при каждом следующем прокладывании уточной нити.
Ткани саржевого переплетения (рис. 5) отличают характерные узкие косые полосы (подкладочная саржа, шотландка и др.). На лицевой стороне ткани косые полосы более выпуклые. Если смотреть на ткань по направлению нити основы, они идут снизу вверх и слева направо.
Рис. 5. Саржевое переплетение
Такие ткани отличаются большим скольжением. Поэтому при раскрое необходимо следить, чтобы не было перекоса ткани при настиле.
Признаки образования ткацкого сатинового и атласного переплетений
- Минимальное число нитей в раппорте — пять.
- Ткацкий рисунок сдвигается в каждом горизонтальном ряду на две нити.
У тканей, выработанных сатиновым и атласным переплетениями, лицевая сторона гладкая и блестящая из-за редкого переплетения нитей основы и утка и резко отличается от изнаночной.
Если лицевая сторона ткани выработана из нитей утка, ткань называют сатином, а переплетение — сатиновым (рис. 6).
Рис. б. Сатиновое переплетение
Если лицевая сторона ткани образована из нитей основы, ткань называют атласом, а переплетение — атласным (рис. 7). Атласным переплетением получают некоторые хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани.