Украинский народный костюм: фото, описание, история

У каждого народа традиционные наряды представлены самобытными костюмами, которые наглядно демонстрируют особенности данной культуры. Костюмы народов, которые характеризуются спокойным темпераментом, во все времена отличались спокойными однотонными цветами и строгим покроем. Украинский же костюм имеет яркие расцветки и неповторимое исполнение.

Сегодня традиционная верхняя одежда украинцев и платья в украинской стилистике весьма популярны среди многих модельеров. Так, например, самым популярным элементом одежды являются вышитые сорочки. Если раньше дизайнеры просто украшали свои модели вышивкой, придавая украшенным тканям свой особый колорит, то сейчас популярны рубахи, юбки и верхняя одежда из домотканого белого либо грубого сукна.

История и особенности

Вид украинского народного костюма отражает менталитет страны. Свободолюбивые люди, которые не могли примириться с установленными правилами и хотели жить обособленно, выработали свой уникальный стиль. Конечно, создавать велосипед люди не стали. Они воспользовались знаниями и умениями тех, кто жил в Киевской Руси. Но в отличие от своих соседей, украинцы сделали костюм более свободным и ярким. А также украинский народный костюм, фото которого вы можете видеть выше, отличается многослойностью и комплексностью. То есть одна часть наряда дополняет другую. Например, нижняя рубашка женщин выглядывает из-под юбки, что создает диссонанс плотности материала. Этот прием смотрится интересно и нетривиально. История украинского народного костюма берет свое начало во времена скифов. Но свой уникальный и неповторимый стиль люди выработали в XVI в. Стиль со временем видоизменялся. Большое влияние на моду оказали козаки. Эти беглые крестьяне хотели отличаться от земледельцев, они создали свой колоритный наряд, который дал моде новый виток. К XIX в. украинцы переходят к стилю горожан, и повсеместно мода меняется. Большое влияние на вкус людей имеют заграничные модельеры. Собственно, такая ситуация в стране сохраняется и по сей день.

Ресторан «Корчма» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

На территории этнографического парка, наряду с 12 отелями в этническом стиле, расположены более 10 ресторанов и кафе, каждый из которых выдержан в своей неповторимой концепции.

Под мягкой камышовой крышей белоснежной мазанки, в самом сердце живописного украинского хутора в этнодворе «Украина и Беларусь» расположился ресторан «Корчма».

Меню в полной мере представляет замечательное разнообразие и богатство национальной украинской кухни. Начните обед со знаменитого украинского борща, подаваемого с воздушными пампушками, отведайте вкуснейших вареников с разнообразными начинками, побалуйте себя золотистыми драниками и сочными вушками со сметаной, попробуйте нежное жаркое, запекаемое в глиняных горшочках или закажите аппетитную свиную рульку, приготовленную по семейному рецепту шеф-повара.

Из чего шили одежду

Украинский народный костюм люди изготавливали из натуральных тканей. Чаще всего использовалось домотканое полотно. Ткали его из конопляных или льняных нитей. Получалась грубая ткань, которая подходила для изготовления рубах. Носили такую одежду мужчины. Когда ткань стиралась и от постоянных стирок становилась мягкой, ее пускали на изготовление женской одежды. Ну и после того как полотно становилось совсем мягким, из него шили детские рубашки. Штаны на Украине, так же как и на Руси делали из шерсти или из сукна. Первый вариант был пригоден для зимы, а второй — для лета. Такую ткань использовали одноразово и только для изготовления мужских штанов. Женщины из шерстяной ткани шили поневы и юбки.

Украинский народный костюм, фото которого вы можете видеть выше, также состоял из обуви и головных уборов. Шапки делали из меха. Обувь же изготавливали из сыромятной кожи. Реже использовали лапти. Но все же на Украине чаще люди носили сапоги, хотя они и были предметом роскоши.

Декоративные украшения делали из стекла и натурального камня. Но чаще все же использовали стекло, так как оно было дешевле. Часто девушки декорировали свои головные уборы живыми цветами. Венки носили по праздникам практически все девушки.

LiveInternetLiveInternet

Национальный костюм

В украинской культуре много чего поразительного и очень красивого. Особое внимание хотелось бы уделить национальным костюмам.

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, ее обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложный воротник.

Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя подол ее в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белоруссов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырехугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от “мужиков”, т.е. от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — “уставки”.

Национальный костюм

Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна, украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-желтыми и зелеными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх. Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI-XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Автор этнографических описаний останавливается на их характеристике: «верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, черного цвета, а кожухи — из недубленых овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, сзади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков». Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит их двух частей — нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными. В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туникообразные, поликовые (с вставками), на кокетке. Рубахи шились с воротниками и без них. Последний тип рубахи — наиболее древний — ворот такой рубахи обычно собирался в мелкие сборки и иногда обшивался сверху. Рубаха с воротником называется польской.

На Украине можно провести границу (условно — по Днепру) между обоими типами рубахи: в восточных регионах носили рубахи без воротника, в западных — с воротником, чаще — отложным. Отличительная особенность украинской женской рубахи — обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где полик (уставка) представлял собой чаще вышитый кусок материи четырехугольной формы. Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом (чохла) у запястья. По издавна заведенному обычаю восточнославянские девушки до пятнадцатилетнего возраста и даже до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин. Понева — общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку — плахта. Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 смдлиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга — повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая. Украинская запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто — разного цвета: одна (позадница, задница) прикрывала туловище сзади, другая (попередница) — уже первой, надевалась спереди — ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета. Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. В ранний период известны плахты, шитые из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи. Дальнейшей эволюцией поневы считается юбка (спiдниця). В Полесье были широко распространены шерстяные юбки — андараки, чаще полосатого орнамента. Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами — «монисто», «дукачи». Этнические контакты с инонациональным населением не могли не сказаться на традиционной одежде украинцев. Взаимодействие с рядом живущими русскими, немцами, со степными народами нашло отражение в заимствованиях друг у друга культурных явлений и выработке общих свойств. Это подтверждается описанием одежды украинцев Покровской слободы: «Верхняя одежда малороссиян мужчин состоит в плисовом и суконном казакине или нанковом халате, шароварах и сапогах, на голове носят картуз или поярковую шляпу. Будничная или вседневная одежда, осенью — суконная свитка (чапан), зимою кожух (овчинный тулуп), нагольный или крытый сукном, смотря по состоянию. Женщины имеют некоторую верхнюю одежду такую же, как и мужчины: халат, тулуп и сапоги. Но собственно женская одежда: немецкое платье, сарафан и юпка с кофтою. Голову покрывают платками, немногие носят очипки (волосники), обвязанные платками. Многие из мужчин бреют бороды, оставляя усы и все вообще стригутся по-казацки». Верхняя одежда украинцев разнообразна как по покрою, так и по названиям. В науке выделяется 4 типа верхней одежды: 1. С прямой спиной — вид плаща, рубахи или халата. Среди них особый тип широкого халата с рукавами и капюшоном украинцам известен под названием опонча. Роль плаща играла чуга, чугай, чуганя, который был распространен у западных украинцев. Чугу лишь набрасывали на плечи, не надевая в рукава, поэтому рукава иногда зашивали внизу и пользовались ими как карманами или сумкой. Форму плаща имела манта или гугля украинских гуцулов, похожая на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон. Роль капюшона выполняло дно мешка, закреплявшееся на плечах специальными шнурками. В начале XX в. манта служила исключительно обрядовой одеждой невесты во время венчания. Фасон рубашки имела рабочая верхняя одежда для обоих полов, изготовляемая из холста — шушпан. На Дону шушпан носили с поясом. Халатообразная одежда украинцев — кобеняк, кирея, сiряк, свита з кобеняком, стовбовата свита надевалась поверх шубы, шилась из сукна преимущественно серого цвета. Пришитый к нему капюшон вiдлога, кобка, каптур, бородиця, шанька, богородиця имел форму мешка с закругленным дном и отверстиями для глаз. То же назначение и такой же фасон у восточноукраинского халата без капюшона, но с широким суконным воротником. 2. Широко распространенным покроем верхней одежды у украинцев был клинообразный: клинья (уси) вшивались сзади по бокам ниже талии, острый конец клина доходил до пояса, а основание оказывалось на уровне подола. По этому образцу шились свита, сiрак, куцинка, гуня. 3. Верхняя одежда, отрезная по талии; нижняя часть при этом собиралась в крупные складки (ряси) или в мелкую сборку, пришивалась к верхней части. Так шилась юпка, свита, кожушина (шуба), кiрсетка — женский жакет без рукавов. 4. В последнем типе покроя сборки делались не только на спине, но и спереди, т.е. кругом по талии. Такой одеждой являлась чемера, чемерка, чамарка. Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс. В мифологическом сознании восточных славян он играл роль оберега, защиты человеческого тела. Нарядные пояса были длиной до 3-4 метров, ими обматывали талию в несколько раз, а концы, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже. Прежде у украинцев были в моде шелковые персидские пояса, невесту подпоясывали вышитым полотенцем — рушником; донские казаки подпоясывали кубелек (род сарафана) поясом из кованого серебра. Мужские головные уборы украинцев весьма разнообразны по форме, материалу и названиям. По форме — это конусы, цилиндры и полукруглые шапки. Изготовлялись головные уборы из меха (овчины), шерсти, сукна. В числе последних — высокая барашковая шапка (кучма), зимняя шапка с удлиненными наушниками (треух, малахай), шляпа из войлока и соломы (бриль). В конце XIX в. украинцы стали носить на голове широко распространенные среди других этнических групп картуз и кепки. Женские головные уборы разнообразны по конструкции, но их объединяет одно отличие от девичьих — они должны полностью укрывать голову, не оставляя открытыми волосы. Это также находит объяснение в мифологическом сознании славян; традиция закрывать голову женщины сохранилась и в XX веке. Появиться с непокрытой головой в обществе, и особенно в церкви, считалось большим позором для славянской женщины. Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был и остается четырехугольный платок. Генетически он восходит к головному покрывалу (намiтка, перемiтка, серпанок) — длинному полотенцу, которое завязывали сзади, опуская концы вдоль спины. Подобный головной убор сохранился в качестве национального в западных районах Украины. Головной убор кибалка, хомевка, хомля в своей простейшей форме имеет вид обруча или дуги, обращенной назад. На него украинки накручивали свои волосы. Кибалка служила в качестве каркаса для верхнего головного убора. Упрощенный вариант головного убора украинских женщин — мягкая легкая шапочка (очипок, чепец, чепчик), которая завязывалась шнурком, продернутым сквозь подшивку. Шили чепец из куска тонкой ткани разных цветов, с поперечным подрезом на лбу. Подрез делали так, что надо лбом образовывались мелкие сборки, ткань на лбу оставалась гладкой. На затылке закладывали рубец, через который продевался шнурок. Нарядные чепцы шили из золотой или серебряной парчи. Восточноукраинский седловидный чепец с двумя стоячими гребнями поперек головы испытал влияние южнорусского кокошника с двумя гребнями. Мировой известностью пользовались украинские венки из искусственных и живых цветов с лентами как девичий головной убор. Наряду с ними были известны и другие: металлическая проволока с подвесками, лента, платок, кусок серебряной или золотой парчи, картонный круг и т.д. Все они — круглой или полукруглой формы. Девичьи головные уборы не закрывали голову и косу — последняя являлась основной прической украинской девушки. Черкасские жены носят на голове небольшие шапочки из пестрой материи, и повязывают сверх оных повязку, у которой назади от узла висят вышитые лопости. Девушки плетут свои волосы не так, как российские в одну, но и в две косы, обвивают около головы и повязывают пестрою повязкою, которая вынизана бисером. На голову женщины надевали сперва «очипок» (повойник), стягивавшийся на затылок, затем обвивали голову хлопчатобумажным платком, завязывая концы его на лбу, а девицы — под подбородком и очипка не носили, по праздникам же вместо платка на голову надевали убор из разноцветных лент и ими же убирали всю косу.

Обувь украинцев — как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название — морщуни, морщенцi, постоли, ходаки.

Кожаная обувь с высокими голенищами (чоботи) шилась без каблуков. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке.

Еще в середине XIX в. преобладал особый вид сапог, так называемые выворотные, подметка пришивалась к сапогу изнутри (пiд завидь), после чего весь сапог смачивали водой и выворачивали. В ранний период украинцам были известны и лапти, отличавшиеся от русских и белорусских прямоугольным плетением, низкими боками и очень слабо оформленный носком. Носок и бока такого лаптя состояли их петель, сквозь которые протягивалась веревка, связывающая лапоть и закрепляющая его на ноге. Обрядовая символика костюма — признак, который отражает широкий спектр духовных традиций народа, его мировоззрения и обрядовых норм. Большей частью обрядовыми символами являлись отдельные компоненты костюма: платок или полотенце при сватовстве, крестильные пеленки (крыжмо) при родах, белый (или черный) платок при похоронах. Они должны были защитить человека от злых сил, принести благополучие, здоровье, любовь. Особой магической силой, как считалось, обладали вещи, изготовленные специально к тому или иному обряду собственными руками. Так, девушка непременно должна была сшить своему жениху рубашку. Символическое значение имели и обязательные подарки — сапоги, которые зять дарил теще; намитка — подарок свекрови от невестки. Обрядовая функция одежды проявлялась и в специфических способах ее использования. Так, при исполнении большинства ритуальных действий носили одежду навыворот, тогда как в повседневной жизни это считалось плохой приметой. Участники некоторых обрядов нередко переодевались в костюмы противоположного пола, а также независимо от времени года носили меховую одежду. Роль обрядового символа часто исполняла цветовая гамма одежды. В свадебном костюме издавна доминировал красный цвет. Однако иногда семантика цвета существенно изменялась. В похоронной одежде черный цвет стал символом печали на рубеже XIX — XX вв., вытеснив белый, а кое-где синий. Стабильность способов обеспечения обрядовых функций одежды способствовала превращению некоторых из них в этнические символы. Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни — оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса. Предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много. Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування. Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение. По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Польши, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные — преимущественно для Киевщины и большей части Подолья, полихромные — для Западного Подолья и Карпат. Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет. Вышивка этих районов аналогична русской и булорусской. В средней полосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщина, Харьковщина, Киевщина, северные регионы Днепропетровщины и Херсонщины) красные цвет встречается наряду с с иным, реже — с черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. В Подолье черный цвет встречается в соединении с красным. В районах, граничащих с Бессарабией и Буковиной, встречается вышивка, обогащенная бисером и металлическими украшениями, что сближает ее с молдавской июжнославянской. Закарпатские тканые изделия примыкают к белорусско-русским. На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях. Для покраски одежды и шерстяной пряжи украинцы использовали растительность — траву, кору деревьев, цветы. В описаниях Кинель-Черкасской слободы П.С.Палласом представлен уникальный способ изготовления краски из природного червеца: «С половины июня до половины июля месяца бабы и дети обыкновенно упражняются перед жатвою в собирании червеца. Они ищут сего насекомого на сухих и тощих местах, по большей части около корня земляницы, которая у них клубайка называется, также при редко растущей траве, мохна называемой. Они вырезывают сию траву ножиком и собирают в сосуде находящиеся на верхней части корня синие пузырьки, коих числом до 10 и до 12 бывает на одном растении, и в котором находится красильное насекомое. Сии пузырьки, смотря по погоде, приходят в совершенство в июне месяце, а в июле начинает уже сие насекомое вылупаться, что и черкасским бабам довольно известно. Они охотнее собирают вылупившуюся камаху, нежели пузырьки, потому что из оной краска выходит чище и лучше. Они же рассказывают басенку, что вышедшая камаха на некоторый день собирается из всей страны к одному кусту, и тогда тем людям, которые в день праздника Казанской Богородицы, то есть 8 числа июля, ходят на разсвете в поле оной камахи искать, оставляется на щастие найти такое сокровище. Собранный червец катают в сите для очищения от земли, потом сушат на сковороде в печи или на угольях, небольшой жар испускающих. По причине трудного собирания продают червец нарочито дорого, и собирают его не больше, как сколько им надобно для домашнего употребления, ибо они красят червецом поясы и шерстяную пряжу, которою вышивают узоры на своей одежде. Если хотят они пряжу красить, то кладут в чрезмерно кислой квас, прибавляют еще квасцов и ставят сосуд в печь на целые сутки. Потом вынув пряжу, выжимают и сушат, а червец в горшке трут и варят в воде. Когда все красильные частицы из оного выйдут, то опускают пряжу в горшок и еще варят. Горстью червеца красят они столько пряжи, сколько потребно на 2 пояса или тесьмы, что составляет близ фунта шерсти. Краска из червеца цветом не много лучше краски из травы душицы, только что она не скоро линяет». В конце XIX — начале XX вв. украинцы перешли на городской костюм, и многие черты национальной традиционной одежды были утрачены.

История и основные мотивы украинской вышивки История народной вышивки в Украине уходит корнями в глубину веков. Данные археологических раскопок и свидетельства путешественников и летописцев подтверждают, что вышивание как вид искусства в Украине существует с незапамятных времен. Вышивкой, по свидетельству Геродота, была украшена одежда скифов. Найденные на Черкащине серебрянные бляшки с фигурками мужчин, датированные VI в., при исследованиях показали идентичность не только одежде, но и вышивке украинского народного костюма XVIII-XIX вв. Арабский путешественник X в. н.э. в своих рассказах про русов упоминает, что они носили вышитую одежду. К сожалению, памятники украинской вышивки сохранились только за последние несколько веков, но и этого достаточно, чтобы выяснить, что элементы символики орнаментов украинской вышивки совпадают с орнаментами, которые украшали посуду давних жителей территории Украины периода неолита, трипольской культуры. Вышиванием издавна занимались женщины, которые из поколения в поколение передавали именно типичные, саме яркие образцы орнамента, цвета, технику вышивания. Вышивки, передавая характерные признаки местности, отличаются друг от друга орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов. В глубокой древности основные мотивы вышивки отображали элементы символики различных древних культов. В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их использования не исчезли. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).

Геометрические (абстрактные) орнаменты присущи всей славянской мифологии. Они очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты (простые и двойные). Трудно судить, какое содержание вкладывалось в эти символы раньше.

Сегодня на их основе в народной вышивке широко используются такие мотивы, как «бараньи рога», «кудри», «кудрявцы», «гребешочки» и др. В орнаменте вышивок встречается мотив «кривульки», или «безконечника», известного еще со времен трипольской культуры, т.е. он появился значительно раньше, чем знаменитый греческий меандр. Известный узор «рожи» (звездочки, розетки) представляет собой переход от геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца и солнечных лучей. В основе растительного орнамента лежит стремление принести в вышивку красоту природы. Даже предельно условные узоры возникли в результате наблюдения реально существующих в природе форм. В украинской вышивке часто используются такие мотивы, как «виноград», «хмель», «дубовые листья», «барвинок» и др. Некоторые из них несут на себе отражение древних символичных представлений народа. Так, мотив «барвинка» является символом неувядающей жизни, узор «яблочный круг», разделенный на четыре сектора, с вышиванием противоположных частей в одном цвете — символом любви. В современной вышивке встречается и древний символ «дерево жизни», изображаемый преимущественно стилизованно в форме листьев и веток. В вышивках зооморфных (животных) орнаментов изображаются: лошадь, заяц, рыба, лягушки; из птиц — петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых — муха, бабочка, паук, летучие жуки. Во многих случаях зооморфные орнаменты являются своеобразными, присущими данной вышивальщице, изображениями, в которых отражается ее индивидуальное видение узора. В подобных орнаментах выступают в разнообразных, часто причудливых сплетениях (однако с сохранением традиционных требований к композиции) заячьи и волчьи зубы, глаз вола, чешуя карпа, бараньи рога и др.

Решающее влияние на характер орнаментальных мотивов имеют разнообразные вышивальные швы, так называемые «техники», которых на Украине известно около ста. Отдельные вышивальные швы характерны для тех или иных этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусских и русских вышивках.

Для Черниговской области характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками или же с вкраплением красного и черного. Выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских сорочек.

Сорочки на Полтавщине вышиваются главным образом белыми нитками, очень редко красными или серыми. Манишка белых сорочек в старых образцах украшались белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания — шов «вперед иголкой», «крестик», шов «позади иголки».

Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки, установившимися в центральных областях Украины, но ей свойственны и совершенно своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой ниткой, вследствие чего узоры создают впечатление рельефных.

Вышивки Полесья — простые и четкие по композиции. Ромбообразная линия геометрического узора повторяется несколько раз. Вышивка красной ниткой по бело-серому фону льняного полотна — графически четкая.

Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Узоры геометрические, четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-сером полотне. Вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой. В южных районах области преобладают растительные мотивы.

В южных областях Украины техника вышивки имеет много общего с устоявшимися формами центральных районов, однако ей присущи и вполне своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестиком или крестиком. Вышивкам Киевщины присущ растительно-геометризированный орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля, восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок Киевщины — белый, кораллово-красный, оттененный черный.

Для подольских сорочек характерны красочность и разнообразие швов. Типичным является мережение «паучками», которым примереживают вставки на рукава, клинцы. Используется и цветная мережка — «шабак». В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет — черный с большим или меньшим вкраплением красного, синего, желтого или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышитые сорочки, реже — двух- и трехцветные. На юге Тернопольской области типичной является вышивка хлопчатобумажными нитками со сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитками, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки до края рукава. Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка росписью, настилание, верхошов (верхоплут), зерновый вывод, вырезывание; разнообразны виды черных, белых и цветных мережек. Наряду с основными швами применяются и вспомогательные — вышивка росписью, шов «вперед иголкой», контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.

Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья является большое количество отдельных частей региона со своим колоритом. Каждое село отличается от других своеобразием вышивки, богатством орнамента и неповторимостью цветов.

В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок геометричен, белый фон не заполняется, что придает узорам прозрачность и легкость.

На Буковине кроме растительных и геометрических мотивов используются зооморфные, вышиваемые гладью (белой), мелким крестиком, штаповкой, крученым швом. Материал, используемый для фышивки, — бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нитки, металлические блестки.

Гуцульские вышивки характеризуются разнообразием геометрических и растительных узоров, множеством композиций, богатством сочетаний цветов, главным образом красного с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Два или три оттенка желтого цвета проясняют вышивку и придают ей золотистый отблеск.

Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг («кривуля») в различных техниках исполнения. Цветовая гамма вышивок довольно широкая: красный сочетается с черным (при этом выделяется один цвет — черный или красный), применяются как белые, так и многоцветные орнаменты.

В Украине вышивкой украшали рушники, фиранки, женскую и мужскую одежду. Особое внимание уделялось рушникам — древним талисманам дома, семьи. В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов: с рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, встречали и провожали дорогих гостей, справляли брачные обряды, провожали в последний путь, украшали иконы и накрывали хлеб на столе. Рушники были своеобразным освящением начала дела и его окончания. Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных древних культов. На протяжении многовековой истории искусства вышивки непосредственное содержание символических изображений постепенно стиралось. Несмотря на то, что орнаментальные формы дошли до нас несколько трансформированными, может быть, более абстрактными, символика их в основном сохранилась благодаря традиции. Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе. Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду. Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. Так давайте же не будем забывать свою культуру и постараемся ее сохранить и преумножить.

Как красили одежду

Украинский народный костюм отличается богатым декором. Но чтобы покрасить нити, нужна была особая сноровка и подходящие красящие компоненты. Так как химическая промышленность стала давать свои результаты очень поздно, люди обходились тем, что могли собрать в окрестностях своего хутора. Поэтому чаще всего в качестве краски использовалась всевозможная трава. Женщины собирали травы, сушили, а затем делали отвар. Таким образом получалось выварить зеленый пигмент. А как же делали красный? В отличие от традиций, которые бытовали на Руси, украинские женщины добывали яркий цвет из насекомого, которое именовали червец. Его находили во мхе или же на кустах. Зачастую собирали не самих насекомых, а их личинки. Затем нужно было подождать, когда они вылупятся, и отварить, а точнее запечь в печи червецов с водой. Подобная краска томилась на огне в течение дня, и только потом она была пригодна для окраски. Так как необходимое насекомое было сложно собирать и варить, красный пигмент был очень ценен. Им красили только пряжу и пояса, а не готовое полотно рубахи. Для создания других пигментов использовали кору деревьев и всевозможные цветы.

Цветовая гамма

В национальном костюме преобладал красный цвет. Его носили все сословия от земледельцев и ремесленников до духовенства. По насыщенности цвета можно было понять, к какому сословию принадлежит человек. Но использовали не только открытый красный, но и его оттенки. Популярностью пользовался малиновый, кирпичный и маковый. На втором месте по популярности в украинском народном костюме стоял желтый цвет. Использовали такие оттенки, как лимонный, песчаный, рыжий и песочный. Черный цвет использовался редко. Его заменяли дымчатым, то есть серым. Если нужно было затемнить какую-то часть узора, вводили коричневый. Зеленые оттенки тоже можно увидеть в вышивке. Использовали как темные, так и светлые тона.

Особое место в декоре одежды занимали золотые нитки. Ими вышивали узоры на шелковых тканях. Но такие наряды были малодоступны. Золотая и серебряная вышивка украшала костюм богатых дам, а также рясы представителей духовенства. Разноцветные полупрозрачные бусины выступали основными элементами декора. А перламутровый цвет считался символом роскоши не меньше, чем блеск благородных металлов.

Где купить или взять на прокат?

Сегодня национальный костюм Украины (мужской, женский или детский) можно купить либо взять напрокат в специализированных магазинах или агентствах. Этот наряд выделит вас на любом мероприятии, будь то свадебная представление или же карнавальная вечеринка. Детский комплект – оригинальное решение для утренника в детском саду либо школьного праздника. Ваш ребенок гарантированно будет в центре всеобщего внимания.

Изысканное вечернее платье в украинском стиле, которое украсит собою любое торжественное мероприятие. Прямой чуть приталенный силуэт дополняют роскошные широкие рукава, собранные на запястье. Красивая вышивка с цветочным орнаментом делает акцент на треугольном вырезе и груди. Вышитые золотистые линии органично сочетаются с подобного цвета туфлями с открытым мысом. Платье, выполненное из струящейся шелковистой ткани, имеет классическую длину, чуть приоткрывающую колени. Завершает образ бордовый клатч с декоративным элементом также украинской стилистики.

Посмотрите в видео Vogue UA образы украинок конца ХІХ — начала ХХ века.

Верхняя одежда

Национальный костюм украинских жителей включал не только повседневную летнюю, но и зимнюю одежду. Что же это было? Верхняя одежда мужчин и женщин – это свита. Такой наряд сильно обтягивал фигуру, и за счет этого выглядел нелепо. Изготавливалась свита из толстого домотканого полотна. Первоначально она вообще ничем не украшалась. Самая распространенная модель женской свиты изготавливалась из светлой ткани, а мужской – из темной. Напоминала она рубаху с небольшим воротником-стойкой. Но этот воротник был настолько маленьким и узким, что он не мог даже полностью закрыть шею.

Кожухи – это вторая по популярности разновидность верхней одежды. Шили кожух из плохо обработанной овечьей кожи. Такие недубленые кожухи носили мехом вовнутрь. Модель одежды была самая примитивная, она напоминала упрощенный вариант современного пальто.

А какая же длинна была у верхней одежды? Четной регламентации не было. Каждый шил себе одежду той длины, которая была комфорта. Например, повседневные свиты обычно доходили до пят, а вот вариант дорожного кожуха обычно был редко длиннее колен.

Используемые материалы

Ранее украинский национальный костюм изготавливался исключительно из натуральных материалов. При его пошиве использовалась конопляная ткань, а также шерсть и лен. Дешевые, нередко домотканые материалы применялись для пошива вещей, предназначенных для повседневной носки. Богачи и знать отдавали предпочтение изделиям их парчи, атласа, бархата и шелка. Из украшали с помощью серебряных или золотых нитей.

Сейчас же при пошиве подобных костюмов используется не только лишь натуральная материя. Уместно применение и синтетических тканей. Вышитые узоры при этом создаются еще более замысловатыми и пышными, чем в случае с традиционным одеянием.

Современные предметы гардероба, выполненные в традиционном стиле, выглядят столь же роскошно, как те, которые использовались много столетий назад.

Особое внимание уделяется аксессуарам. Они представлены в огромном разнообразии. При их изготовлении традиционно используются камни, дерево и стекло, но также могут применяться и более современные материалы. Главное, чтобы они гармонировали с нарядом и визуально были схожи с этническими украшениями.

Мужская рубаха

Украинский народный мужской костюм состоял из рубахи и штанов. Чем же одежда отличалась от той, которую носили в соседних регионах? Мужские рубахи имели разрез спереди. Он назывался пазушка. Украшался разрез вышивкой или же декорировался тесьмой. Наличие на этом предмете гардероба воротника определялось регионом, в котором жил человек. Распространены были рубахи с воротником-стойкой. Такая модель была удобна тем, что застегивалась она на пуговицы. А вот рубахи без воротников имели завязки. Украинские казаки упростили покрой своей одежды. Они решили, что ластовицы, которые располагались под мышками, можно редуцировать. Это было сделано не потому, что этот элемент сильно мешал людям или же сковывал движения, а потому, что казаки хотели отличаться от простых мужиков-земледельцев.

Способ ношения рубахи тоже был на Украине оригинальным. Если на Руси крестьяне и бояре носили рубахи поверх штанов, то казаки решили заправлять подол изделия в брюки. Но это был не протест, а логичное нововведение. Позаимствован такой способ ношения рубахи был у кочевников, которые постоянно ездили на лошадях и полы длинной рубахи мешали и сковывали бедра.

Мужские штаны

Если вас интересует пошив украинских народных костюмов, то вы должны обратить внимание на характерные особенности наряда. Народные штаны отличались своей шириной. Такой изделие не имело резинки сверху, поэтому затягивалось оно на тесьму. Но такой способ крепления одежды на теле был не очень надежным, поэтому очень часто украинцы подпоясывали штаны поясом. Для этой цели они использовали как стандартные народные варианты ремня, так и новые европейские модели, которые имели пряжки. Отличие украинских шаровар от тех, которые носили на Руси, заключалось в наличие мотни. Она пришивалась между штанин, что позволяло мужчинам быстрее бегать и чувствовать себя всегда комфортно. Богатые козаки носили не домотканые шаровары, а те модели, которые изготавливались из шелка. Но для тех мужчин, которые не обладали большим достатком, такой предмет одежды был скорее роскошью или парадным вариантом костюма. Декорировались штаны вышивкой. Она располагалась в нижней части штанин. Причем вышивали изнанку изделия, и поэтому мужчины носили штаны, подворачивая их концы.

Женская рубаха

Украинский народный женский костюм состоял из трех частей. Рубахи, юбки и поневы. Рубахи делились на два вида: короткие и длинные. Длинные считались праздничными. Их подол декорировался вышивкой. Этот элемент женской нижней одежды обычно виднелся из-под нижнего слоя. Повседневные рубашки были короткими. Они имели длину современных туник. Но такой вариант одежды был приемлем для замужних женщин. Девушки же не носили понев, поэтому их рубахи были длинными. А какими были рукава изделия? Рубахи шились с длинными рукавами. У кистей они становились уже. Этого добивались путем пришивания манжет. Эти элементы декорировались вышивкой. Также украшения в виде вышивки могли располагаться на плечах.

Воротник на женских рубашках мог быть отложным. Но чаще ворот изделия обрабатывался тесьмой и завязывался на веревку.

Украинский народный костюм для девочки был схож с девичьим нарядом. Дети носили рубашки, подпоясанные ремнем.

Распределение традиционных нарядов по регионам Украины

Основными отличиями традиционных нарядов, которые представлены в Украине, можно считать:

  • Архаичность элементов одежды больше всего сохранялась в районах Полесья;
  • Классическую украинскую одежду можно было найти в Среднем Приднепровье;
  • На юге встречалось влияние традиционных костюмов разных народов;
  • В Подолье отмечались этнокультурные связи украинцев и молдаван;
  • На северо-западе отмечалась связь с Польшей;
  • Особенную и колоритную одежду носили украинские горцы.

Наиболее распространенны традиционные украинские костюмы были в районе Среднего Поднепровья, а также немного в Полесье, Слобожанщине и Подолье. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. В основе украинских женских костюмов были рубашки — кошули, сорочки. Они были длиннее мужских рубах и включали в себя две части, причем нижнюю шили из более грубых тканей.

У горцев, бойков и лемков рубахи также были из двух частей, каждая из которых надевалась раздельно. Встречались и цельные рубахи, собственно они и были для женщин в качестве нарядных и праздничных. Исходя из покроя, рубахи были туникообразными, поликовыми, а также на кокетке.

Рубахи могли шиться с воротами, а также без них. Такие типы рубах считались более древними. Их вороты обыкновенно собирались в мелкие сборки, а порой обшивались сверху. Рубахи с воротниками назывались польскими. По территории Украины была проведена так называемая условная черта между двумя видами рубах. Так, в восточных районах они были без воротников, а в западных — с воротниками, чаще — отложными.

Понева

Женский украинский народный костюм сложно представить без поневы. Этот элемент одежды делился на три вида: повседневная, дерга и праздничный вариант. Повседневная понева была черного цвета. Ее делали из грубой льняной или полотняной ткани. Она могла быть даже шерстяной. Понева делилась на две части: одна прикрывала заднюю часть тела, а другая — переднюю. Этот элемент одежды был разной длины, часто доходил женщинам до щиколоток.

Если вы решите делать украинский народный костюм своими руками, то вам следует изготавливать не повседневную поневу, а дегу. В чем же заключаются отличия? Дега тоже была сшита из плотной ткани. Но цвет изделия был не темным, а ярким. Деги, или запаски, как их еще называли, могли быть красными, зелеными или же синими. Пояс этого элемента одежды украшался цветной тесьмой и даже вышивкой. Некоторые женщины не носили переднюю поневу, а заменяли ее передником.

Праздничные одежды выглядели нарядней, чем повседневные. Такая понева изготавливалась из легкой ткани, иногда из шелка. Декорировалась она вышивкой или же клетчатым орнаментом. Часто на таких поневах был нанесен клетчатый орнамент.

Юбка

Если вы хотите сшить украинский народный костюм своими руками, но поневу вам делать не хочется, можете обратить внимание на ее эволюционировавший вариант. Юбка заменила поневу и стала элементом одежды зажиточных дам. Самыми распространенными были три их вида. Литнык – это узкая шерстяная юбка. Она смотрелась празднично по той причине, что была красного цвета. На этот броский фон были нанесены вертикальные полосы. Они могли быть зелеными, желтыми, белыми или же синими. Такой вариант юбки был самый простой. Андарак – это более широкая модель юбки. Декоративным элементом здесь выступали складки, которые вертикально располагались по всему периметру. На подоле находилась широкая орнаментальная полоса. Шорц – это тоже широкая модель юбки, но, в отличие от двух предыдущих, она смотрелась ярко за счет пестрых вертикальных полос, которые располагались близко друг к другу. Подол такого изделия был обшит толстым шнуром. Все эти разновидности юбок украшались вручную с помощью вышивки.

Литература

  • Агафонова Т. А.
    Одежда украинского населения Юго-Западной Украины XIX — начала XX вв. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1997. — Вип. 5. — С. 44-49.
  • Воропай О.
    Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис. — Харків: Фоліо, 2004. — 508 с.
  • Маслова Г. С.
    Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начало XX вв. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
  • Ніколаєва Т.
    Історія українського костюма. — К.: Либідь, 1996. — 176 с.
  • Шмелева М. Н.
    Типы женской народной одежды украинского населения Закарпатской области // Советская этнография. — 1948. — № 2. — С. 130—146.

С этим читают

  • Русская одежда
  • Шапка гусара (кивер) для мальчика своими руками
  • Как одевались древние славяне?
  • 12 абсурдных, но правдивых фактов о чукчах, которые вас удивят
  • Военная форма военно-воздушных сил ввс россии
  • Эволюция рыцарского шлема, лучшие оригинальные и боевые экземпляры
  • Орлан (скафандр)
  • История молдовы с древних времен
  • Проклятые ангелы, крылатые гусары вкл и речи посполитой
  • Гюйс вмф россии: что это, фото, история

Декор одежды

Как можно украсить украинский народный костюм для девочки своими руками? Если вы решили полностью копировать декор костюма, то вам нужно будет запастись цветной тесьмой. Ей обшивали горловины и подол рубашек. Из разноцветных ниток делались кисти. Их вешали на пояса. Юбки и рубахи украшались вышивкой. Для этого использовали яркие шерстяные нитки. Богатые барышни могли себе позволить наносить узор или орнамент на свою одежду с помощью тончайшего шелка. Ну и не стоит забывать о золотом шитье. Оно использовалось часто на костюмах зажиточных женщин. Кружево можно встретить не только как элемент декора женского костюма, но им украшалась и мужская одежда. Кружево ценилось высоко, поэтому мало кто мог его себе позволить. А вот стеклянные бусины были в широком употреблении. Правда, одежда ими расшивалась нечасто. А вот головные уборы декорировались повсеместно. Люди с большим достатком могли себе позволить украшать одежду не стеклом, а драгоценными камнями. Особенно в ходу был жемчуг. Из крупных жемчужин даже делали пуговицы. А вот менее обеспеченные люди использовали пуговицы, обтянутые шелком или яркой холщовой тканью. В ходу были нашивки. Ими декорировались рубахи наподобие погон. Нашивки изготавливались из контрастной одежде ткани, чаще всего — из красной или зеленой. Такие декоративные элементы богато расшивались шелком и золотом.

Страны Ближнего Востока

Ближний Восток – колоритная земля, на которой обитает огромное количество народов со своими традициями и многовековой историей. Соответственно, национальные костюмы здесь также разные:

  1. Армяне. Мужской костюм имел простую комбинацию — рубаха, шаровары, кафтан, штаны. У рубахи обязательно был стоячий небольшой воротничок. На шароварах – пояс, куда крепился кошелек и оружие. Восточные армяне носили еще аралух, который был чуть короче женского аналога. Дамы облачались в рубаху, штаны, платье и передник. Рубаха была длинной, с округлой горловиной и клиньями косого кроя. Головной убор мог многое сказать о социальном статусе армянки, поэтому ему придавали особое значение.
  2. Турки. Всегда носили многослойные костюмы. Для женщин это были платья с широкими рукавами, которые полностью скрывали руки. К ним прибавлялся передник. Для мужского наряда характерен особый пояс — кушак, который одевался поверх короткого жакета. Головной убор — феска или тюрбан.
  3. Израильтяне. Еврейский костюм отличался колоритностью, был наиболее религиозен среди всех остальных. Для мужчин это черный сюртук и накидка, которая имела кисточки по краям – они всегда должны быть поверх брюк. Для женщин гардероб состоял из платья с передником. Вместо платья также использовали юбку с блузкой.
  4. Иранцы. Женщины носили одежду с V-образными вырезами, их костюм отличался многослойностью. Мужчины предпочитали штаны, рубашку, кафтан. Ранее они носили меховые и кожаные штаны, а рукава кафтана были широкими, имели лучеобразные складки.
  5. ОАЭ. Костюмы в Арабских эмиратах были максимально закрытыми. Мужчины носили длинные хлопковые белые рубашки, а для праздника одежда шилась из дорогого шелка. Дамы надевали рубашки из тонкого полотна поверх шаровар. Женскую фигуру на улице скрывали с головы до пят черным покрывалом, оставляя открытыми только глаза.
  6. Грузины. Отличались строгостью мужского наряда, который состоял из штанов или шаровар, рубахи, кафтана и черкески. Зимой носили шубы. Женщины надевали приталенное платье в пол с лифом, украшенным тесьмой, бисером, лентами. Обязательным атрибутом был пояс из бархата или шелка. В холодное время года костюм дополнялся тулупом.
  7. Азербайджанцы. Мужчины предпочитали рубаху, штаны, зауженный в талии бешмет, в холодное время года – шубу из овчины, а на голову папаху. Женский костюм — рубаха, расширенная книзу, короткий кафтан, пышная юбка.

Каждая нация, несмотря на современный стиль, старается сохранить свой народный костюм, поскольку это история и символика. Не только на праздниках и фестивалях, но в повседневной жизни можно встретить человека в традиционном облачении. Это своего рода визитная карточка, а также дань уважения.

Орнамент

Рисунок на украинском народном костюме чаще всего изображает две главные для людей стихии: воду и солнце. Именно благодаря им существовал южный народ, они приносили хлеб, а значит – жизнь. Эти стихии нередко расшифровываются как отцовское и материнское начало. Если говорить об элементах, то материнский символ выглядит как восьмилетний цветок с россыпью точек по краям. Отцовский элемент – это квадрат, в котором заключен цветок. Такой орнамент можно встретить как на мужских, так и на женских рубахах. Второй по частоте мотив – это рисунок хмеля. Символическое очертание волнообразной ветки с цветами ассоциируется с молодостью, любовью и задором. Такой орнамент можно было увидеть на одежде молодежи. Изображение калины и дуба считалось на Украине оберегами. Стилизованные листья и плоды должны были защитить человека от сглазов и от завистников. Они оберегали людей не только от соседей и недоброжелателей, но и защищали от различного рода бытовых неприятностей. А вот если женщина хотела привлечь удачу, она вышивала ромбы. Этот символ земли и плодородности должен был оберегать человека от голода и ненастной погоды.

Растительный орнамент превалировал в декоре одежды. Реже можно было встретить анималистические мотивы. Украинцы не жили охотой, точнее убийство диких животных не было единственным способом пропитания. Вследствие этого если на одежде и появлялось животное или птица, их можно было считать тотемом семьи.

Пояса

На фото украинских народных костюмов мужских и женских можно увидеть одну особенность. В обязательном порядке все люди подпоясывались. Ходить без пояса было не только некрасиво, но и считалось постыдным. Этот элемент одежды считался у людей оберегом именно по этой причине ему и придавался сакральный смысл. Даже небогатые крестьяне старались приобрести пояс из дорогого материала. А если такой возможности не было, они ткали его самостоятельно, а затем расшивали символическим орнаментом. Четкого регламента не было. У каждого человека были свои ценности, и их он пытался продемонстрировать с помощью рисунка на поясе. Зажиточные люди подпоясывались ремнем с пряжкой, сделанной из драгоценного металла. Она тоже украшалась причудливым орнаментом, состоящим из зверей и птиц. Богатые горожане по праздникам надевали пояса, полностью сделанные из серебра и даже золота.

Парадный пояс (кушак) должен был быть не короче 3-4 метров. Его декорировали не только вышивкой, но и драгоценными камнями или же бусинами из стекла. Часто можно было увидеть кисти, которые свисали с обоих концов кушака.

Жителей Центральной России

В Центральной России довольно много республик: мордовская, чувашская, удмуртская, башкирская, марийская и другие, где носили похожую широко скроенную, объемную, теплую одежду. Так как главным делом этих народов было содержание скота, его шкуры и мех обрабатывали и изготавливали весь гардероб. У народов Южной Сибири, а также хантов, манси и народов Амура кроме теплых, присутствовали легкие наряды: платья, рубахи, халаты.

  • Национальной удмуртской одеждой являлся халат — шортдэрем, белого, серого, охристого или красного цветов;
  • Мордовская одежда шилась из тёмного сукна. Для обуви и головных уборов также не использовали яркие краски, лишь цветная вышивка, в качестве отделки, цепляла взгляд;
  • Одежда башкир состояла из приталенного костюма с рукавами на подкладке и глухой застежке — казакин, синего, красного, черного, зеленого, коричневого или желтого цвета. Носили его жители обоих полов, а также военнослужащие;
  • Одежда марийцев традиционно белая, украшена богатой вышивкой;
  • Одежда чувашей была белой и красной, что означало чистоту и жизнь. Белая Чувашская рубаха с ярко-красной тесьмой обязательно надевалась по праздникам;
  • Постоянная одежда тувинцев включала: халат – тон, пояс – кур, головной убор – борт, жилеты – кандаазын, шегедек, хөректээш, куртка – хурме, штаны – чүвүр, обувь – идик, носки – ук, наколенники – дешки, муфту — чулдургууш и украшения — каасталга. Тувинская народность носила длинный халат, стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты застегивающиеся на одну сторону — тон, которые подвязывали поясом — кур;
  • Одежда хантов и манси отличалась использованием украшений, сложенных из маленьких кусочков разноцветного меха, по типу мозаики.

Украшения

Сегодня декоративные безделушки, которые носят дамы, не имеют никакого символического смысла. А раньше подобного рода украшения в первую очередь несли не декоративное значение, а служили оберегом. Украинский народный костюм для женщин включал в себя бусы. Конечно, их не носили каждый день, а надевали по праздникам. Позволить себе украшения из драгоценных металлов могли только зажиточные дамы. Они носили различные подвески из натуральных камней и серьги причудливой формы. Скромные деревенские девушки в качестве украшений использовали ленты и цветы. Главным достоянием женщин тех времен была длинная коса. Именно ее они и украшали. Волосы должны были быть заплетены в сложную прическу, поверх которой можно было надеть венок из живых цветов. Если бедная девушка надевала бусы, то вероятность того, что они были деревянные, была практически 100%. Такие украшения были популярны не только на Украине, но и на Руси.

Аксессуары

Символичные украшения всегда были излюбленными аксессуарами украинских женщин. Сложно представить себе полноценный народный образ без украинского веночка. Такое украшение издавна считалось не только способом подчеркнуть молодость и нежность. Веночек и сегодня является символичным оберегом, который плетется по особым правилам, где каждый цветок и лента особого цвета символизируют какие либо личные качества, желания или события. К примеру, молодые мамочки украшали голову венком из роз, традиционная калина символизировала женскую красоту, ромашка — невинность и чистоту девичьей души. Традиционно вплетались 12 цветков, символизируя собой характер, помыслы и желания девушки.

Целостность и гармоничность обуславливают правильно подобранные аксессуары. Сегодня венок в украинском стиле приобрел новые очертания и стал неотъемлемым элементом яркого и стильного образа. Кроме венка, украинский женский образ не представляется без бус. Издавна женщины любого возраста на торжества надевали бусы, традиционно красного цвета. Кстати, в таком украшении также был заложен тайный магический смысл. Оно олицетворяло солнце, тепло, а также оберегало от зла, ненависти, зависти и искушений. Украинцы именовали такие бусы «намистом», украшая себя не только к праздникам, но и к традиционной семейной вечере. Сегодня крупные красные бусы являются стильным и актуальным украшением, дополняя харизматичный украинский образ, внося яркие ноты и расцвечивая повседневность.


Крупные красные бусы являются одним из традиционных украинских украшений

Сегодня самые знаменитые мировые дома мод используют украинские мотивы при создании своих модных коллекций.


Украинские мотивы встречаются в коллекциях самых разных мировых дизайнеров

Изысканная интерпретация народных элементов, воплощенная в одежде, обуви и аксессуарах, подчеркивает неординарность и оригинальность образа в колоритном этническом стиле. Каждый элемент украинского костюма — это целое воплощение эпохи, дань уважения традициям наших предков. Благодаря такой глубокой интеллектуальной составляющей, создается особая украинская гармония.

Головные уборы

Фото украинского женского народного костюма представлено выше. Но по нему сложно составить представление о том, что носили жители Украины на голове. Костюм незамужней девушки дополнял ободок. Чаще всего его делали из лент. Завязывали этот головной убор так, чтобы макушка оставалась непокрытой. А вот замужние женщины носили очепок. Эта шапочка имела твердый каркас. Форма головного убора зависела от области проживания женщины. Чаще всего очепок был трапециевидный или овальный. Такой головной убор декорировали бусинами или драгоценными камнями. Бедные женщины украшали свою шапочку с помощью вышивки гладью. Но кроме повседневных головных уборов, были еще и праздничные платки. Ими женщины повязывались тогда, когда шли в гости, в церковь или же на праздничное гуляние. Цвет платка должен был быть ярким. Нередко этот головной убор расшивали золотом.

А что же носили на голове мужчины? Свои лысые головы они украшали шапками. Естественно, головные уборы они носили только в холодную погоду. Шапки чаще всего делали из овечьей шерсти, но существовали кожаные и тканые разновидности.

Африканских народов

Африканская национальная одежда цветная, преимущественно натуральных, теплых оттенков. Особенностью мужского гардероба является укороченная туника — дашики или длинная — гран бубу, а также широкие брюки на завязках. Раньше часто вместо обычной одежды использовали кусок тканой материи, ее не сшивали, а оборачиваясь в несколько слоев, завязывали узлом на плечах, подмышкой или поясе. Таким же образом применяли рафию, длинными волокнами которой обматывали тело от талии до колен (мужчины) или на уровне груди (женщины).

Армейские фото на Shutterstock: Army and military photos.

В ЮАР и по сей день женщины надевают одежду из несшитых кусков ткани: один закрепляют вокруг груди, другой — вокруг бедер, поверх традиционной набедренной повязки. Это «кенте» у народов ашанти, «дамба» у малагасийцев, «шамма» у амхара.

Традиционной марокканской одеждой считается объемная туника с капюшоном — джеллаба, головным убором — феска, либо шапочка куфи, позволяющая придавать аксессуару различные формы. Коренные африканки носят платья свободного покроя, типа «летучая мышь», часто открывающие плечи. Украшения любят большие, но плоские, округлой формы, чаще из желтого металла. Дополняют косточками мелких животных, зубами хищников, кораллами, раковинами, камнями, перьями птиц.

Обувь

Описание украинского народного костюма было бы неполным, если не рассказать о том, во что же обувались люди. Бедные крестьяне носили лапти. Так же, как и на Руси, даже такая примитивная обувь была в дефиците. Но в отличие от русичей, украинцы делали лапти необычным способом. Они продевали через петли лозы веревку, а затем затягивали ее на ноге. Лапти изготавливали не только из лозы, но и из кожи. В отличие от аналогичной обуви своих ближайших соседей, украинцы делали лапти практически без боковин. В некоторых семьях обувь изготавливали из сыромятной кожи. Причем материал никак не сшивался. Форму коже придавали непосредственно на ноге. Фиксировали такое подобие ботинок с помощью бечевки. Те крестьяне и казаки, у которых не было больших финансовых проблем, могли позволить себе сшитую из кожи обувь. Изначально вместо каблуков у таких ботинок была подкова. Но впоследствии сапоги приобрели современный вид. Чаще всего обувь была красного цвета. Она выглядела ярко и хорошо сочеталась с красным декором народного костюма. На ноге сапоги фиксировались с помощью тесемок. А более поздние модели стали производить с металлическими пряжками, которые часто изготавливали из благородных металлов. На верхний край сапога наносился узор, который или выжигали, или прорезали.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]