Всё о холстах — как выбрать идеальную основу для творчества?


Выбор холста, наверное, одно из самых трудных заданий для начинающего художника. Холст — это основа для Вашего шедевра, и если выбрать холст неправильно, то и шедевр может получится «не правильным» или попросту не получиться. Выбирая холст Вы как бы наперед уже определяете технику и способ написания картины. В чем секрет? Давайте рассмотрим поподробнее что такое холст и как же его правильно выбрать.

Выбирая холст, обратите внимание на материал. Вы ведь видели какое обилие холстов сейчас предлагают художественные магазины и интернет-сайты? Не стоит делать выбор холста наугад, небольшие знания помогут Вам определиться легко и быстро.

Холсты U.canvas

За несколько лет использования холстов для живописи торговых марок “Маэстро” и “Этюд” украинского производителя U.canva,s мне ни разу не попался некачественный холст, хотя, я очень часто делаю покупки в интернет магазинах, а значит не могу проверить товар перед покупкой. Холсты всегда качественно и красиво упакованы защитной пленкой, в пачках холсты переложены листами картона, посылки упаковывают в прочные картонные коробки. Также в интернет магазинах часто бывают акции и скидки к праздникам, что тоже очень приятно. В общем, я очень довольна и качеством продукции и сервисом.


Холст ручной работы от U.canvas

Как выбрать хороший холст?

Далее, расскажу поподробней на что именно следует обращать внимание при покупке холста.


Качественный грунтованный хлопковый холст, который предстоит натянуть на подрамник

Первое — это качество самого полотна, которое натянуто на подрамник. Внимательно осмотрите поверхность ткани, ее текстура должна быть везде одинаковой, без каких-либо полос или пятен со слишком сглаженной текстурой или наоборот с нагромождением «узловатостей».

Если подобных дефектов нет — обратите внимание и на направление нитей холста, они должны быть параллельны с краями подрамника. Ткань должна быть натянута параллельно подрамнику, а не как-нибудь наискосок или по диагонали.

Свойства масляной пастели

Разбавители для масляной живописи

Поговорим про разбавители для масляной живописи.

В масляной живописи разбавители используются для нескольких целей: для разведения масляных красок и художественных лаков, очистки инструментов.

По своему составу разбавители бывают двух видов:

1. Терпены — класс углеводородов природного растительного происхождения (скипидар, пинен). Производятся из различных пород сосен, поэтому имеют соответствующий запах.

2. Уайт-спирит — растворитель, который получают путем прямой дистилляцией нефти.

Обычно производители компонуют терпены и уайт-спирит между собой, создавая различные вариации разбавителей. Но разбавители нужно использовать с осторожностью. Чрезмерное разведение красок разбавителями может вызвать разрушение красочного слоя.

После работы с разбавителями нужно проветривать помещение.

Для живописи маслом из разбавителей лучше всего подойдет Тройник.

Мыть кисти лучше всего слабопахнущим разбавителем. Без воды. Просто разбавителем. Уайт спирит для этого не лучший выбор, он токсичен. Слабопахнущий в данном случае лучше, он почти не имеет запаха.

Когда покрывать картину маслом?

Лаком картины, написанные маслом, покрывают только через год. Но если картина написана на заказ, как быть?

В таком случае заказчику можно отдать непокрытую картину, при этом договорившись через определенное время встретиться снова и покрыть картину лаком, уже полностью просохшую. Либо отдавать картину только после полного высыхания и покрытия лаком, т. е. месяцев через 8-10.

Масло льняное и масло льняное уплотненное «Невская палитра»

Масла представлены в двух объемах: 120 и 220 мл.

Масло льняное изготавливают из семян льна способом холодного прессования. Оно выдерживается длительное время для «вызревания», обрабатывается специальным образом для удаления белковистых веществ и других включений. В живописи применяется для разведения красок и в качестве промежуточного слоя для улучшения адгезии красочных слоев.

Добавление в краски льняного масла снижает их консистенцию, улучшает разносимость и увеличивает яркость. Но вводить его, особенно в краски холодных тонов, следует с осторожностью: избыток масла со временем может привести к пожелтению красочного слоя.

Одним из важнейших свойств льняного масла является его способность к полимеризации, т. е. уплотнению при нагревании (до 280-300 С). Именно этим способом получают уплотненное льняное масло. В результате полимеризации масло приобретает свойство быстро высыхать и давать пленку с улучшенными физико-химическими свойствами.

Добавление уплотненного

льняного масла позволяет
увеличивать блеск и прозрачность красок
, не снижая их консистенцию. Благодаря этому уплотненное масло может применяться при работе лессирующими слоями.

Масло уплотненное отличается по своим свойствам от обычного льняного тем, что его пленка обладает меньшей способностью жухнуть и давать «оседание» (сморщивание), менее склонна к пожелтению, более влагостойка. В то же время это масло слабее впитывается в нижележащий материал.

Процесс высыхания пленки уплотненного льняного масла происходит быстрее, чем у обычного. Она менее склонна к пожелтению и более устойчива к воздействию влажности.

Характеристики холста для живописи

На подрамники натягивают холсты из хлопка, льна и синтетической ткани. Холсты бывают мелкозернистые, среднезернистые и крупнозернистые. Нельзя рекомендовать всем какой-либо один вид холстов, так как холст подбирают исходя из поставленных задач.

Рекомендую для новичков использовать для своих работ мелкозернистые или среднезернистые холсты из хлопка, или мелкозернистые из льна.


Крупнозернистый холст из льна на подрамнике
Синтетические холсты я ни разу не использовала, поэтому не могу дать комментарии о работе на такой поверхности.

Льняная ткань отличается от хлопковой большей плотностью и жестокостью, а также узловатостью. Хлопок более мягкий.

Обратите внимание на плотность ткани натянутой на подрамник, особенно это касается холстов из хлопка. Не стоит покупать холст с плотностью меньше 220г/м.кв.

Естественно, плотность зависит не только от самой ткани, но и от грунта, его состава, количества и качества слоев грунтовки, и проклейки.

Абстрактная картина акриловыми красками: рисуем город в лучах заката


Качественный холст для живописи

На фото выше плотность холста указана на упаковке в красном квадратике 315г/м.кв. В зеленом квадратике указано, что этот холст изготовлен из хлопка, в синем указано что это среднезернистый холст.

Плотность обычно указывается на упаковке. Также, условно ее можно определить и на ощупь, если легко надавить пальцем на холст, на нем не должно оставаться вмятины.

Если на холсте остаются следы от нажатий пальцем, на нем либо слишком слабый слой грунта, либо ткань очень рыхлая.

На качественно грунтованном холсте не должно быть никаких просветов «точек», «крестиков» между нитями, участков, на которые не нанесен грунт.

Существует множество рецептов составов для проклейки и грунтовки холстов. На начальном этапе не стоит излишне экспериментировать. Лучше покупать холсты со стандартным, акриловым трехслойным грунтом — на такую поверхность прекрасно ложится масляная и акриловая краска.

Лен

Самый популярный и прочный материал. Уникальные свойства льняного волокна позволяют делать из него ткань совершенно разной зернистости, от очень тонкой и сглаженной фактуры до грубой, крупнозернистой. Льняной холст очень устойчив к механическим повреждениям – его волокна длиннее и прочнее, чем, например, у хлопка. За счет этого он мало склонен к провисанию. Минусом использования льна для некоторых художников может стать рельефная фактура льняной ткани

Холсты из 100% льна: репинский (крупное зерно), живописный (среднее зерно), театральный (среднее зерно), мелкозернистый (мелкое зерно)

Подрамник для холста

От качества самого холста, перейдем к качественным характеристикам подрамника, которые не менее важны чем сам холст.


Холст для живописи с глухим подрамником

Подрамники для живописи бывают двух видов: глухие и сборные (модульные). Определить вид подрамника достаточно легко, если посмотреть на холст сзади. Углы глухого подрамника жестко скреплены между собой клеем (или другим способом), или дополнительно еще зафиксированы деревянными треугольниками.

Морской пейзаж Айвазовского «Закат на море»


Сборный (модульный) подрамник

На углах сборного подрамника можно увидеть соединенные между собой модули. К таким подрамникам прилагаются колышки, которые вбиваются в углы. С помощью этих колышек можно регулировать натяжение холста на подрамнике.

Модульные (сборные) подрамники имеют два неоспоримых преимущества:

  1. На таком подрамнике всегда можно регулировать натяжение холста, если, например от смены влажности или температуры холст провисает. В таких случаях, вставленные в углы клинья очень аккуратно подбивают молотком, тем самым увеличивая натяжение холста на подрамнике.
  2. Второе преимущество в том, что картину на таком подрамнике, даже если она больших размеров очень удобно транспортировать. В таких случаях холст снимают с подрамника, подрамник разбирают на модули. Холст аккуратно сворачивают в трубочку и кладут в тубус, внутрь тубуса помещаются и модули подрамника. Таким образом, и холст и подрамник целые и невредимые доедут до места назначения.

Глухой подрамник не разбирается, и уровень натяжения холста на нем сложно изменить, приходиться снимать и перетягивать весь холст.

Также, обратите внимание на то, что внешние углы подрамника должны быть сглажены — закруглены, то есть не должно быть острых прямых углов.

Пейзаж «Закат над морем»: пишем мастихином без разбавителей

Внешний периметр подрамника должен быть немного приподнят, а внутренний должен уходить вглубь. Холст натянут только по внешнему округлому краю подрамника, и с лицевой стороны больше нигде к нему не должен прикасается.


Подрамник с выступающим кантом

Если этого выступа на внешней поверхности подрамника нет, писать даже на самом качественном и отлично натянутом холсте будет очень сложно, в любой технике, какую бы вы не выбрали. Краска будет ложиться совсем по разному на ту часть холста которая соприкасается с подрамником, и ту — где его нет. Сквозь красочный слой все время будет проступать контур подрамника.


Холст для живописи мелкозернистый

Несколько слов о грунтовании


Идеальное нанесение любых красок обеспечивается тщательным грунтованием холста. В специализированных магазинах обычно представлены такие варианты грунта:

  • масляный;
  • акриловый;
  • водно-дисперсионный.

Первый предназначен исключительно для живописи маслом. А для акриловых красок нужен холст последних двух видов (универсальные). Тем не менее, профессионалы отдают предпочтение трехслойному акриловому грунту.

Грунтование не является обязательным условием, но значительно улучшит однородность наложения. Художник, имеющий сноровку и опыт, может самостоятельно загрунтовать полотно.

При выборе холста не менее важно оценивать размер будущего шедевра. От рабочей площади подбирается плотность основания. Специалисты рекомендуют покупать 220 г/м2 (подойдет для большинства случаев) или 280 г/м2 (если картина большая).

Подробнее о выборе размера холста вы можете прочитать в блоге Натальи Юршиной — https://nyblog.ru/kak-vybrat-holst-dlya-maslyanoy-zhivopisi/ .

Упаковка холста для живописи

Если холст упакован —это эстетический и практический плюс. Некоторые производители упаковывают готовые холсты в тонкую прозрачную пленку. По-моем,у это отличное решение. Сквозь такую пленку прекрасно видна поверхность холста, ее можно досконально изучить на наличие дефектов. Степень натяжения ткани сквозь такую пленку, также можно определить: посмотреть не провисает ли холст под пленкой.

Холсты в пленке не пачкаются, их удобно и не страшно перевозить даже в общественном транспорте, они могут стоять в вашем доме или кладовке сколько угодно — пыль им не страшна.


Холст для живописи в прозрачной упаковке

Для меня также важно что бы на подрамнике сразу были обозначены его размеры — это очень удобно, некоторые производители по какой-то причине этого не делают.

Пейзаж «Весенняя гроза»


Подрамник для живописи с указанием размеров

У меня был и позитивный и негативный опыт в покупке холстов. К примеру, однажды под влиянием рекламы, я заказала 10 холстов для теста (благо, что не больше), на которых я прочувствовала почти все возможные недостатки некачественного холста и подрамника. Холсты немного провисали, подрамники глухие с острыми углами, и в добавок в нескольких холстах были полосы с дефектами на ткани, да и грунта производители там явно пожалели…

И напоследок хочется сказать, что новичкам не стоит заниматься самостоятельным изготовлением холстов и подрамников, даже если у вас продают отличные модули, грунт и холсты.

Это займет у вас слишком много времени, может принести совсем непредсказуемые результаты. Если в ваших магазинах есть качественные холсты, покупайте их не задумываясь! Это сэкономит множество вашего времени и средств. Вдохновившись какой-либо идеей, сразу приступить к работе куда эффективнее чем, начинать творческий процесс с не совсем творческих задач.

Зачем грунтовать картину

Прежде всего вы должны понимать, что грунт, это не краска, которой мы пишем картину, а та основа, которую мы кладем на холст, перед тем как приступить к рисованию.

Итак, зачем же грунтовать холст? Наверняка вы хоть раз красили стены или клеили обои. Так вот, перед тем как это сделать, вы скорее всего, выравнивали стены, зачищали их наждачной бумагой, и покрывали шпаклевкой. Все это вы делали для того, чтобы выровнять поверхность стены и нанести ровный слой краски, или наклеить обои без шероховатостей и пузырьков.

Так вот, с грунтовкой холста примерно также. Грунт – это наша шпаклевка, которую следует наносить чтобы сделать поверхность холста более гладкой и фактурной. Также грунт будет служить хорошим связующим для краски и самого холста.

Еще один важный момент, для чего вам следует покрывать картину грунтом – чтобы ткань холста не впитывала много краски. Это позволит сэкономить ее расход, и соответственно, ваши деньги на материалы.

В продаже сейчас есть как обычные холсты, так и загрунтованные. Начинающим художникам я всегда советую покупать уже загрунтованный холст, чтобы избавить себя от лишних затрат. Но, если вы уже давно рисуете, то можете и сами попробовать загрунтовать хост, конечно, соблюдая все инструкции на банке с грунтом.

Холст для масла можно покрывать специальным масляным грунтом, состоящим из белил и масляного загустителя. Но сохнуть такая грунтовка будет очень долго, поэтому я бы рекомендовала взять акриловый грунт.

Он сохнет в разы быстрее, более доступен в магазинах и подходит не только для живописи акриловыми, но и масляными красками. С таким грунтом, поверхность вашего холста будет гладкой, матовой и эластичной, что поможет вам в дальнейшей работе при написании картины.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]